Шаблавин Сергей (род. 1944)
Прохладный джаз. Из серии «Джазовые синкопы»
1962
Размер - 50 x 80
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - НТ Ж-88
Дар РОО "Общество коллекционеров современного искусства". 2008
В собрании Третьяковской галереи искусство Сергей Шаблавина, одного из активных участников неофициального художественного процесса 1970–80-х годов, представлено достаточно полно, однако композиция «Прохладный джаз» – единственный в коллекции пример самого раннего периода его творческой практики. В начале 1960-х годов Сергей Шаблавин переходит от копирования произведений Пикассо, Шагала и Кандинского, выполненным по репродукциям в иностранных журналах, к работе над первыми самостоятельными живописными произведениями.
Сергей Шаблавин, будучи студентом Московского инженерно-физического института, ставит себе цель совместить математическое образование, увлечение джазом и изобразительным искусством и создать собственную знаковую систему, позволяющую в абстрактной форме передать восприятие джазовой музыки. Примечательно, что в этот же период изучением различного рода знаковых систем занимаются многие художники, попавшие под обаяние стремительно развивавшейся науки, достаточно вспомнить «Сигнальные системы» Юрия Злотникова или абстракции Владимира Слепяна.
Так, в период с 1962 по 1964 год появляется серия «Джазовые синкопы». Художник выступает в роли исследователя, фокусирующего свое внимание на взаимосвязях теории музыки и изобразительного искусства, не случайно автор выбирает специальный термин в качестве названия серии. «Джазовые синкопы» напоминают своего рода фиксацию результатов научных изысканий. Этому способствует «научная» стандартизация метода работы, заключающаяся в единой выработанной автором для всех композиций цикла последовательности в работе над произведением, от нанесения полупрозрачного цветного фона до проработки деталей правильной геометрической формы рейсфедером.
В пульсирующем переливами светло-голубого цвета пространстве разворачивается структура, составленная из разнообразных по конфигурации конструкций из радиально расходящихся лучей, регулярность которых нарушена неожиданным изломом линии, превращающейся в дугу или петлю, сбивающую общий мерный ритм, который вновь собирают воедино дугообразные элементы, задающие композиции спиралевидное движение.
Художественный язык и набор изобразительных элементов – геометрические знаки в сочетании биоморфными структурами – напрямую указывают на интерес Шаблавина к творчеству Хоана Миро: репродукции его работ напомнили Шаблавину собственные юношеские зарисовки на полях.
После 1964 года творчество художника резко меняет курс, и от системы знаков он обращается к композиционным построениям, позволяющим сочетать разновременные события и опосредованно связанные предметы и пейзажи.