Комар Виталий (род. 1943)
Меламид Александр (род. 1945)
What is Beyond the Line
1975-1978
Размер - 46 x 46,5 x 2
Материал - ткань
Техника - акрил, картон, коллаж
Инвентарный номер - НТ О-390
Дар РОО "Общество коллекционеров современного искусства". 2008
Черная табличка с текстом «What is beyond the line» («Где черта между нами?») - часть фотоперформанса, осуществленного художниками Виталием Комаром и Александром Меламидом совместно с американским художником Дугласом Дэвисом.
Комар и Меламид познакомились с Дэвисом в 1974 году, когда тот приехал в Москву по заданию журнала Newsweek. 15 сентября 1974 года состоялась печально известная Бульдозерная выставка, получившая широкое освещение во всех мировых СМИ. Уже 16 сентября 1974 года газета New York Times на первой полосе опубликовала статью под заголовком «Русские громят бульдозерами выставку современного искусства». В период с 16 сентября по 10 октября 1974 года редакция выпустила более полутора десятков текстов, связанных с историей нонконформизма в СССР, и большинство из них иллюстрировались работами Комара и Меламида. Именно в связи с этими событиями Дуглас Дэвис был отправлен в Москву, чтобы сделать интервью с художниками.
Проект «What is beyond the line» длился с 1975 по 1978 год, и был задокументирован в шести фотографиях с повторяющимся сюжетом. На них художники держат таблички с текстами на английском, русском или на иврите, в зависимости от местонахождения участников в момент съёмки: Комар и Меламид были запечатлены в СССР и затем в эмиграции в Израиле, а Дэвис – в Америке. Фотосъемка проводилась в дни важных советских, американских и израильских праздников (например, на Новый год, в День провозглашения государства Израиль или 4 июля, в День независимости США).
На трех фотографиях надписи на табличках, которые держал Дуглас Дэвис, гласили: «Где черта между нами?», «Что за черта между нами?», «Зачем черта между нами?». Им отвечали таблички с тем же текстом на английском языке Комара и Меламида. Ещё на одной фотографии текст Дэвиса давался на иврите и ей вторил английский вариант Комара и Меламида – «Where is the line leading us?» (то есть дословно «Где черта, ведущая нас?»). На пятой фотографии художники, вопрошающие «What is beyond the line?» и «Что за чертой?», нарушали эту самую черту и физически проникали в пространство друг друга, дематериализуя границы. Позже табличка «What is beyond the line?» оказалась в коллекции Третьяковской галереи. На последней фотографии все трое разрывают черную линию и держат табличку «The end of the line» («Конец линии»).