На холсте французского мастера Луи Каравака изображены царевич Петр (1715–1730), ставший впоследствии императором Петром II (1727), и его старшая сестра царевна Наталья (1714–1728). Петр и Наталья были детьми царевича Алексея Петровича и внуками императора Петра I. Они представлены в облике героев античных мифов Аполлона и Дианы, также являвшимися братом и сестрой. Царевич изображен с лирой в руках – атрибутом Аполлона, считавшимся покровителем искусств, наук, олицетворял солнце. Его старшая сестра запечатлена в виде богини луны, охоты и женского целомудрия Дианы, на это указывает серебряный полумесяц в прическе.
В соответствии с аллегорическим замыслом решен колорит картины. Золотистый тон одежды и красная подбитая горностаем мантия Петра тонко гармонируют с темно-голубым платьем, отделанным оборками и палево-розовыми бантами у Натальи. Взаимосвязь двух персон на одном холсте главным образом строится на задействованности Петра и Натальи в едином театрализованном действии. Портрет царских детей отличается галантной изысканностью и утонченной грацией, склонностью к костюмированной игре, свойственными европейскому стилю
рококо. В то же время произведение передает атмосферу петровской эпохи, когда в моду постепенно стали входить маскарады, театральные представления, турниры-карусели, а мастера искусства и культуры стали все чаще обращаться к языку символов и аллегорий.
Портрет Петра и Натальи можно отнести к типологии детского
мифологического портрета, еще не получившего распространения в России первой четверти XVIII века. Каравак, как и другие иностранные живописцы, приехавшие в Россию благодаря культурной политике Петра I, принес сюда идеи и образы своей национальной школы. Заключивший в 1715 году с представителем Петра I бароном П.П. Лефортом контракт о работе «в службе царского величества», уроженец Марселя умелый и разносторонний Каравак, стал одним из лучших представителей зарубежной школы, работавших в России. Мастер прожил в нашей стране около тридцати лет. Его изображения членов императорской фамилии содействовали формированию и развитию в России жанра придворного светского портрета Нового времени.
Подобным по типу произведением кисти Каравака является портрет сестер царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны (1717, Русский музей).