Приехавший по приглашению Петра I в Россию французский художник Луи Каравак пользовался неизменным расположением царствующих особ. Императрица Анна Иоанновна назначила его своим придворным живописцем. По словам современника, он написал «так много больших и малых портретов этой монархини, что все стены в Петербурге кишели ими».
Коронационный портрет Анны Иоанновны написан при строгом соблюдении всех канонов парадного императорского барочного портрета, сложившегося в европейском искусстве еще в предыдущее столетие. Это помпезная, торжественная форма портрета, произведение большого формата, призванное, прежде всего, прославить высокопоставленную персону, подчеркнуть ее высочайший государственный статус. Идея портрета выражена в монументальной статичной композиции, подробном и тщательном изображении атрибутов императорской власти. Облаченная в коронационное платье из серебряной парчи, в горностаевой мантии, короне, со скипетром в руке и державой, помещенной на бархатной подушке, Анна изображена на фоне пышного дворцового интерьера. Благодаря низкой линии горизонта изображенная фигура кажется еще масштабнее, монументальнее, зритель смотрит на нее как бы снизу вверх.
Лицо Анны невыразительно, что, впрочем, соответствует назначению парадного портрета: сделать лицо императрицы узнаваемым – и только. Идеализация не слишком привлекательной внешности государыни входила в задачу парадного коронационного портрета. Ее современница, княгиня Н.Б. Долгорукая писала о ней: «престрашнава была взору, отвратное лицо имела, так была велика, кагда между кавалеров идет, всех галавою выше и чрезвычайно толста».
Императрица Анна Иоанновна приходилась племянницей Петру I. Она была дочерью его старшего брата, царя Иоанна Алексеевича и П.Ф. Салтыковой. В возрасте семнадцати лет по указанию царственного дяди, который руководствовался исключительно политическими мотивами, она была выдана замуж за герцога Курляндского, через три месяца овдовела и в течение последующих девятнадцати лет жила в столице герцогства – Митаве, после чего была приглашена на российский престол, который занимала на протяжении десяти лет.
В годы правления Анны был отменен указ о единонаследии, учрежден Шляхетный кадетский корпус, ограничена двадцатью пятью годами служба дворян. Ближайшее окружение Анны составляли, в основном, иностранцы. Огромное влияние на нее имел ее фаворит герцог Э.И. Бирон.
Портрет императрицы Анны Иоанновны стал своего рода эталоном, европейским образцом для целого ряда портретов русских художников последующих времен.