Икона преподобного Андрея Рублёва исполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, вероятнее всего, в 1422–1427 годах. В то время в каменном храме, который был сооружен преподобным Никоном Радонежским над гробом преподобного Сергия и расписан артелью мастеров во главе с Андреем Рублёвым и Даниилом, был создан иконостас. О том, что храмовая икона Троицкого собора была создана именно Рублёвым, сообщает «Сказание о святых иконописцах» XVII века. Согласно этому тексту, «образ святые Троицы» был написан по велению преподобного Никона «в похвалу… святому Сергию Чудотворцу…».
Ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» (Быт. 18), лежащий в основе иконы, в различные эпохи получал разные символические истолкования. В соответствии с наиболее распространенным из них в Византии и на Руси, в образе трех таинственных юношей праотец Авраам получил откровение о единосущном и триипостасном Боге. Сочетание исключительного мастерства с особой силой духовного видения позволило Андрею Рублёву подвести итог многовековым поискам художественной формулы для выражения основного догмата христианской Церкви. В своем творении он сумел выразить непостижимое умом единство и неслиянность трех ипостасей Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа.
Стремясь раскрыть главное – идею триединства Бога, Андрей Рублёв отказался от второстепенных повествовательных деталей: на иконе отсутствуют изображения Авраама и Сарры, слуги, закалывающего тельца. Только Мамврийский дуб, палаты Авраама и гора отчасти напоминают о том месте, где разворачивались библейские события, но и они получают в иконе особый символический смысл. Формой, наглядно выражающей представление о единстве трех ипостасей Святой Троицы, становится круг. Именно он положен в основу композиции, устроенной таким образом, что взгляд не фокусируется ни на одной из трех ангельских фигур, но непрерывно движется от одной к другой или останавливается в созерцании в пространстве между ними. Смысловым центром композиции является прообраз Искупительной жертвы – чаша с головой тельца, вокруг которой разворачивается безмолвный диалог жестов.
Икона Андрея Рублёва стала образцом для многих поколений мастеров. Вплоть до конца XVII века большинство икон Святой Троицы так или иначе ориентировалось на рублевское творение. Знаменитый Стоглавый собор 1551 года на вопрос, как писать иконы Святой Троицы, дал следующий ответ: «Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублёв и прочие пресловущие живописцы… А от своего замышления ничтож претворяти».