Андрей Рублев (около 1370 - 1430)
Даниил Черный (родился не ранее 1360 - умер около 1428-1430)
Спас в силах, из Деисусного чина
Около 1408 – 1410-е
Размер - 314 x 220
Материал - дерево
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - Инв.22961
Поступило из Центральных государственных реставрационных мастерских. 1929
Икона Спаса представляет собой средник деисусного чина иконостаса, происходящего из Успенского собора во Владимире.
Иконостас мог быть создан одновременно с росписями Даниила и Андрея Рублёва около 1408 года или чуть позже. Работы по созданию храмового убранства могли затянуться на несколько лет или возобновиться уже после разорения собора в 1410 году. Степень сохранности, утраты красочного слоя и искажения первоначального рисунка икон деисусного ряда не позволяют однозначно судить об авторстве знаменитых иконописцев. Однако выразительность силуэтов и ритма, цветовых сочетаний внутри общей композиции, а также сходство колорита с рублевскими фресками Успенского собора свидетельствуют о принадлежности мастеров к кругу Андрея Рублёва.
Христос на иконе изображен восседающим на престоле в окружении сил небесных. Он одет в пронизанные светом охряные одежды – хитон и гиматий. Первоначальный левкас на фоне иконы в XVIII веке был заменен новым. При замене левкаса были полностью переписаны края внешнего четырехугольника «славы», левая ступня, большая часть подножия, пальца правой руки и Евангелие. По всей поверхности иконы значительные утраты и потертости красочного слоя.
Иконостас Успенского собора во Владимире представлял собой самый грандиозный и впечатляющий ансамбль XV столетия. Самые ранние сведения об этом иконостасе содержатся в описной книге собора 1693 года, согласно которой он насчитывал 82 иконы. Однако первоначальный иконостас времени Андрея Рублёва включал значительно меньше икон, деисусный ряд состоял из 13 или 15 икон.
В 1775 году на выделенные императрицей Екатериной II деньги древний иконостас в соборе был заменен новым в барочном стиле. Иконы из старого иконостаса были частично уничтожены, частично проданы крестьянам села Васильевского Шуйского уезда Владимирской губернии, где их разместили в Троицкой церкви и в других храмах и часовнях.
По инициативе И.Э. Грабаря в ноябре 1918 года было проведено первое обследование икон в храмах села Васильевского членами Комиссии по раскрытию древнерусской живописи. В 1923 году все иконы из села Васильевского были вывезены для реставрации в Москву. А в 1934 году часть икон была передана из Центральных государственных реставрационных мастерских в Третьяковскую галерею.