Портрет Г.Г.Филипповского
Патрон шедевра
Зевин Лев (1903-1942)
Портрет Г.Г.Филипповского
1932
Размер - 44 x 36
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1494
Приобретено у М.Б. Жислина. 1979
Лев Яковлевич Зевин принадлежал к предвоенному поколению молодых художников, которое вступило в художественную жизнь в 1925–1935 годах и держалось в стороне от советского официального искусства. Наставниками Зевина были известные художники, преподававшие на рубеже 1910–1920-х годов в родном Витебске: Пэн, Шагал, Малевич, но главным своим учителем он называл Роберта Фалька, для учебы у которого переехал в 1921 году в Москву. В мастерской Фалька во Вхутемасе Зевин обучался в 1921–1925 и окончил курс с наивысшей наградой – поездкой за границу на четыре года (из-за отсутствия денег она не состоялась).
Будущий художник-график, известный иллюстратор, сотрудник знаменитого издательства «Academia» (1931–1938), Григорий Георгиевич Филипповский (1909–1987) поступил во Вхутемас немногим позже Зевина и застал рассказы студентов об этом исключительно талантливом художнике. Вскоре они подружились, Филипповский неоднократно позировал Зевину.
«Портрет Г.Г. Филипповского» (1932) носит камерный характер, написан в импровизационной манере. Из воспоминаний Филипповского известно, что Зевин почти никогда не делал подготовительных набросков: «…вещь начиналась с живописного теста, и форма моделировалась постепенно». Пластикой, цветом в картине передано неуловимое, сложно поддающееся определению внутреннее состояние, в котором проглядывает и задумчивость, и легкое удивление, и самоуглубленность, и склонность к меланхолии в сочетании с мягкой, обаятельной улыбкой. Колорит построен на тонких отношениях полутонов, соотнесенных в пределах монохромной серо-коричневой гаммы. В таком решении чувствуются хорошо усвоенные уроки живописной культуры Р.Р. Фалька. В портрете звучит тема одухотворенной красоты творческой личности. В образе друга нашла отражение и лирическая натура самого автора: «отзывчивого, душевного, внешне скромного человека с музыкальной душой», как его описал критик А.Г. Ромм.
Дружба художников прервалась в 1938 году, когда герой портрета был арестован «за контрреволюционную агитацию» и провел в сталинских лагерях 10 лет. Когда он вернулся в 1949 в Москву, Зевина уже не было в живых. В 1941 году он ушел добровольцем на фронт и на следующий год пропал без вести под Вязьмой.