Зевин Лев (1903-1942)
Автопортрет
1930-е
Размер - 70,5 x 51
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-4723
Приобретено Министерством культуры. 1986
Автопортрет – один из самых любимых художниками жанров, ведь автор для себя в любое время самая доступная модель. Лев Яковлевич Зевин за свою недолгую творческую жизнь (38-летним он погиб на фронте) написал множество своих изображений. Эта работа относится к последнему десятилетию его жизни.
Ученик выдающегося мастера Р.Р. Фалька, Зевин глубоко воспринял и унаследовал высокую живописную культуру своего педагога по Вхутемасу (мастерскую станковой живописи он окончил в 1925 году с наивысшей наградой – поездкой за границу на четыре года, но она не состоялась). Композиционное решение картины сложно и неординарно: художник представил себя стоящим у мольберта лицом к зрителю так, что его фигура со спины отражается в расположенном сзади, с правой стороны, зеркале. Учитывая, что в момент создания автопортрета художник находился перед другим зеркалом, с которого «списывал» свое изображение, понятно, что в комнате была выстроена продуманная композиция из двух больших зеркал. Благодаря отраженному в зеркале фрагменту интерьера с висящей на стене картиной сложно организованное пространство полотна раздвигается и углубляется. Из полутьмы боковым светом выхвачены лишь одна сторона лица художника и его рука, держащая кисть, которой он работает над расположенным перед ним холстом. Кисть и край мольберта со стоящей на нем картиной представлены как знаки профессионального ремесла.
Перед зрителем открывается традиционный образ живописца, с атрибутами своей профессии. По воспоминаниям современников, романтик в жизни и в искусстве, Зевин больше всего любил живопись, был одержим ею и самозабвенно верен своему призванию. Автопортрет служил потребности молодого художника в самопознании, самоанализе, что заметно во внимательном всматривании в себя и непосредственной фиксации увиденного. Неброский темный колорит отвечает сдержанной характеристике образа.
В полотне ощущается движение и молодая энергия. По воспоминаниям современников, Зевин обладал живым и пылким характером, был обаятельным и артистичным. Его облик так описан другом, художником Г.Г. Филипповским: «Очаровательный и изящный юноша со смуглым лицом, вьющимися черными волосами, глаза как маслины, слегка оливковый цвет лица, чуть синеватые губы, предельное изящество маленькой, но пропорциональной фигуры, доброжелательность и доброта в обращении».