Марц Андрей (1924-2004)
Стадо северных оленей
1980
Размер - 30 x 76 x 29
Материал - металл, мрамор
Инвентарный номер - СКС-1517
Приобретено у автора. 1984
Основной темой творчества Андрея Валериановича Марца являлось изображение животных. Для скульптора анималистический жанр — это, прежде всего, зона эксперимента с материалом и пластическим мотивом, задаваемым формой тела зверя, птицы или рыбы. Его привлекают не домашние животные, а необычные, диковинные обитатели планеты. Предварительным этапом работы над произведением становится всестороннее изучение натуры, повадок животного, среды его обитания.
Первые работы скульптора были выполнены в традиционных материалах: бронзе и чугуне. Одновременно А. Марц переходит на использование различных сплавов, обобщенно именуемых им «металлом», различным способам литья, обработки фактуры, использования проволоки для изображения отдельных деталей.
"Работа в металле позволяла и даже наталкивала меня на создание серий ‒ целых стад кабанов, антилоп, жирафов, гиен, изображенных в разные моменты движения, в разных позах и поворотах", ‒ рассказывал скульптор. Им созданы многофигурные анималистические композиции «Жирафы», «Барракуды», «Гиены». Изображение сообщества животных усложняет поиски пространственного решения, в котором необходимо передать взаимоотношение особей между собой. В композиции «Стадо северных оленей» сразу ощущается стремление животных сблизиться, найти контакт. Скульптор строит композицию в форме окружности, которая тяготеет к подразумеваемому скульптором центру, сближающему животных. На предварительных этапах работы над произведениями Марц часто прибегал к варьированию одного и того же мотива, выявляя различные стороны облика и характеристики зверя. В отдельной фигурке оленя уже была использована проволока в сочетании с отлитым массивным объемом тела животного. При объединении оленей в группу этот технологический прием позволил разомкнуть форму, сообщить ей легкость, динамичность, декоративную выразительность.
Выявление скульптором различных возможностей формы ведет к неожиданно метафоричной, но оказывающейся при этом необыкновенно точной характеристике конкретного животного, к отражению художественной концепции мира, к выверенному до мелочей изящному конструктивному решению. Образность и стилистика произведений А. Марца отличаются от традиционного лирического подхода к изображению животных, который составляет основу творческого метода А.В. Ватагина, А.Г. Сотникова, А.М. Белашова.
В своем стремлении к свободной декоративности, к раскованному поиску новых форм, к образной остроте А. Марц наиболее близок к той линии в интерпретации животного, которую заложил И.С. Ефимов. Оба направления московской школы анималистики объединяют углубленная работа над образом и особая деликатность в обращении с натурой.