Марц Андрей (1924-2004)
Дикобраз
1970
Размер - 30 x 44 x 44
Материал - камень, металл
Инвентарный номер - СКС-803
Приобретено у автора. 1983
Основной темой творчества Андрея Валериановича Марца являлось изображение животных. Для скульптора анималистический жанр — это, прежде всего, зона эксперимента с материалом и пластическим мотивом, задаваемым формой тела зверя, птицы или рыбы. Его привлекают не домашние животные, а необычные, диковинные обитатели планеты. Предварительным этапом работы над произведением становится всестороннее изучение натуры, повадок животного, среды его обитания.
Первые работы скульптора были выполнены в традиционных для скульптуры материалах — бронзе и чугуне. Одновременно А. Марц переходит на использование различных сплавов, обобщенно именуемых им «металлом», различным способам литья, обработки фактуры, использования проволоки для изображения отдельных деталей.
Скульптор использует свойства и возможности металла, непривычные способы его обработки, чтобы воспроизвести экзотическую внешность дикобраза. На поверхности туловища зверя материал становится шероховатым, демонстрируя свои визуальные и тактильные возможности. Застывшие струи литого металла превращаются в жесткие, топорщащиеся иглы, расходящиеся веером на спине дикобраза. А. Марц находит ключ к образу — массивная корона из игл на спине зверя, защищающая его от хищника, превращается в ритмичный напряженный объемный узор. Скульптор добивается эмоционально-пластической характеристики животного. Решающим элементом в достижении этого является технологический принцип, на котором строится скульптура. Лишь литье может создать такую замкнутую, напряженную, компактную и монументальную форму, какую представляет собой изображение дикобраза.
Выявление скульптором различных возможностей формы ведет к неожиданно метафоричной, но оказывающейся при этом необыкновенно точной характеристике конкретного животного, к отражению художественной концепции мира, к выверенному до мелочей изящному конструктивному решению. Образность и стилистика произведений А. Марца отличаются от традиционного лирического подхода к изображению животных, который составляет основу творческого метода А.В. Ватагина, А.Г. Сотникова, А.М. Белашова.
В своем стремлении к свободной декоративности, к раскованному поиску новых форм, к образной остроте А. Марц наиболее близок к той линии в интерпретации животного, которую заложил И.С. Ефимов. Оба направления московской школы анималистики объединяют углубленная работа над образом и особая деликатность в обращении с натурой.