Марц Андрей (1924-2004)
Антилопа
1979
Размер - 56 x 17 x 40
Материал - металл
Инвентарный номер - СКС-1102
Приобретено у автора. 1987
Основной темой творчества Андрея Валериановича Марца являлось изображение животных. Для скульптора анималистический жанр — это, прежде всего, зона эксперимента с материалом и пластическим мотивом, задаваемым формой тела зверя, птицы или рыбы. Его привлекают не домашние животные, а необычные, диковинные обитатели планеты. Предварительным этапом работы над произведением становится всестороннее изучение натуры, повадок животного, среды его обитания.
Первые работы скульптора были выполнены в традиционных для скульптуры материалах — бронзе и чугуне. Одновременно А. Марц переходит на использование различных сплавов, обобщенно именуемых им «металлом», различным способам литья, обработки фактуры, использования проволоки для изображения отдельных деталей.
Для передачи природной особенности строения антилопы А. Марц прибегает к непривычному для скульптуры эффекту сочетания литья с проволокой. Художник противопоставляет плотный тяжелый литой торс животного изящным ногам и острым рожкам. Проволока помогает почувствовать кажущуюся диспропорцию фигуры антилопы. На самом деле, это несоответствие обусловлено глубокой природной необходимостью. Тонкие, жилистые ноги антилопы очень сильны и крепки. Преследуемое хищником животное мчится с огромной скоростью, нередко сминая лежащие на пути растения мощным торсом. Строя изображение на противопоставлении массивного объема тела и тонких грациозных ног, скульптор далек от холодного конструирования. Это смелая и вольная интерпретация формы тела антилопы, созданная на ассоциации с пластикой данного живого существа.
Выявление скульптором различных возможностей формы ведет к неожиданно метафоричной, но оказывающейся при этом необыкновенно точной характеристике конкретного животного, к отражению художественной концепции мира, к выверенному до мелочей изящному конструктивному решению. Образность и стилистика произведений А. Марца отличаются от традиционного лирического подхода к изображению животных, который составляет основу творческого метода А.В. Ватагина, А.Г. Сотникова, А.М. Белашова.
В своем стремлении к свободной декоративности, к раскованному поиску новых форм, к образной остроте А. Марц наиболее близок к той линии в интерпретации животного, которую заложил И.С. Ефимов. Оба направления московской школы анималистики объединяют углубленная работа над образом и особая деликатность в обращении с натурой.