Конь
Патрон шедевра
Марц Андрей (1924-2004)
Конь
1970
Размер - 21,5 x 23,5 x 7
Материал - металл, проволока
Инвентарный номер - СКС-1523
Приобретено у автора. 1987
Основной темой творчества Андрея Валериановича Марца являлось изображение животных. Для скульптора анималистический жанр — это, прежде всего, зона эксперимента с материалом и пластическим мотивом, задаваемым формой тела зверя, птицы или рыбы. Его привлекают не домашние животные, а необычные, диковинные обитатели планеты. Предварительным этапом работы над произведением становится всестороннее изучение натуры, повадок животного, среды его обитания.
Первые работы скульптора были выполнены в традиционных для скульптуры материалах: бронзе и чугуне. Одновременно А. Марц переходит на использование различных сплавов, обобщенно именуемых им «металлом», различным способам литья, обработки фактуры, использования проволоки для изображения отдельных деталей.
Начало творческой деятельности скульптора связано с созданием образцов для художественного чугунного литья скульптуры малой формы на Кусинском машиностроительном заводе. К созданию анималистической миниатюры из металла скульптор обращается потом на протяжении всего своего творчества. В статуэтке «Конь» художник использует хорошо знакомую по расписным прялкам народных умельцев изображение златогривого, тонконогого конька. Выполненные из проволоки, волнистые грива и хвост коня добавляют образу романтичности и сказочности, усиливая его декоративную выразительность. Форма миниатюры А. Марца гибка и разнообразна, однако в трансформации облика животного всегда можно обнаружить четкую выстроенность его скульптуры.
Выявление скульптором различных возможностей формы ведет к неожиданно метафоричной, но оказывающейся при этом необыкновенно точной характеристике конкретного животного, к отражению художественной концепции мира, к выверенному до мелочей изящному конструктивному решению. Образность и стилистика произведений А.Марца отличаются от традиционного лирического подхода к изображению животных, который составляет основу творческого метода А.В.Ватагина, А.Г.Сотникова, А.М.Белашова.
В своем стремлении к свободной декоративности, к раскованному поиску новых форм, к образной остроте А.Марц наиболее близок к той линии в интерпретации животного, которую заложил И.С. Ефимов. Оба направления московской школы анималистики объединяют углубленная работа над образом и особая деликатность в обращении с натурой.