Акварель соединяет жанр интерьера и камерного портрета. Изображена гостиная в парижском доме князя Н.С. Гагарина. Слева, за столом, его жена Мария Алексеевна, урожденная графиня Бобринская, и гувернантка мадемуазель Дебре. На ковре играющие дети: Мария, Леонила и маленький князь Николай. Справа - сам князь, беседующий с матерью жены графиней А.В. Бобринской.
В маленькой акварели запечатлена простая домашняя сценка: играют на полу дети, беседуют или читают находящиеся в изящном зале его обитатели. Художник не ставит перед собой портретные или жанровые задачи. Собравшихся вместе людей объединяет не общее действие, а особый и исключительный для них момент человеческого сосуществования, особенные минуты общения близких людей, полные истинной теплоты и поэзии. Мирная сценка воплощена в необычайно эстетическом обрамлении: зал с высокими колоннами, уходящая анфилада комнат, изысканный рисунок архитектурных деталей интерьера, изящная простота обстановки, костюмов. Это вносит в изображение чувство возвышенного и прекрасного, без которого невозможно представить себе искусство пушкинской эпохи.
Акварель была исполнена в Париже по заказу князя, пожелавшего иметь на память воспоминание о его путешествии с семьей. Акварели и рисунки с изображением памятных мест получили большое распространение в начале XIX века.