В конце 1824 года А.П. Брюллов, находясь в Неаполе, обратился к жанру акварельного портрета. Он создал свой тип изображения, который можно назвать портреты-картины. Легкие и изысканные по цвету, они органично сочетали черты парадности и интимности. В Неаполе художник исполнил серию так называемых «террасных портретов», где модели изображены сидящими или стоящими в непринужденных позах на открытой террасе, с которой открывается вид на Неаполитанский залив и Везувий. Среди них один из лучших – парный портрет графини Екатерины Артемьевны Воронцовой (1780–1836) и княжны Елены Михайловны Голицыной (1776–1855).
Воронцова была фрейлиной великой княгини Анны Федоровны, жены великого князя Константина Павловича. После их развода Анна Федоровна поселилась в Швейцарии в замке Эльфенау. Графиня Воронцова, до конца жизни сохранявшая чувство привязанности к великой княгине, часто посещала ее. В поездках по Европе Воронцову всегда сопровождала близкая подруга княжна Е.М. Голицына.
Работа над портретами увлекла художника как профессионала, определила его дальнейший путь в искусстве. Брюллов стал не только известным архитектором, но и блестящим мастером акварельного портрета.