Савицкий Константин (1844-1905)
На «Стрелке»
1878
Размер - 90,5 x 177,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5996
Приобретено у И.М. Канатова. 1925
География проживания Савицкого достаточно обширная: родился в Таганроге, детство прошло в Лифляндии, учился в Петербурге, несколько лет проживал в Динабурге, а с 1897 года обосновался в Пензе. Он возглавил Пензенское художественное училище имени Н.Д. Селивёрстова, где также занимался преподаванием. Немало сил Савицкий отдал для создания музея, рассматривая его как сокровищницу культуры и как учебную мастерскую для студентов.
Весной 1878 года художник задержался в Петербурге, где работал над масштабной картиной «Встреча иконы». Она была приобретена прямо с VI-й передвижной выставки П.М. Третьяковым. Недовольный тусклым мрачноватым колоритом полотна, Савицкий решил поправить некоторые фрагменты живописи – к большому беспокойству коллекционера, опасавшегося, что картина может быть испорчена. В свободные от работы часы мастер ездил на острова, излюбленные места гуляний великосветского Петербурга. Во время одной из прогулок он неожиданно увлекся новым сюжетом, наблюдая за отдыхающей на стрелке Елагина острова публикой. Вдохновленный увиденной сценой, он сообщал в письме от 16 мая 1878 года, что переключается на новый замысел, и уже ночью сделал первые наброски. При этом Савицкий опасался, что не успеет завершить новую работу над картиной «На "Стрелке"», поскольку не имел средств, чтобы надолго задерживаться в столице. В конце мая он собирался поехать в Москву на общее собрание членов ТПХВ, после чего вернуться в Динабург для завершения картины «Пожар в деревне», предназначенной в провинцию для VI–й передвижной выставки. Поэтому работа «На Стрелке» осталась незаконченной.
Вместе с тем, это полноценное художественное произведение, в котором ясно обозначен каждый персонаж и его место во фризовой многофигурной композиции. Нарядные дамы, солидные господа, юные барышни с зонтиками, молодые офицеры, весело играющие в серсо дети, всадница в амазонке, застывший лакей на запятках, чернобородый кучер, темнокожий грум в длинной ливрее. Нерезкая, словно расплывчатая манера этюдного письма придает изображению пестрой толпы импрессионистический шарм. Мозаика насыщенных цветов позволяет ощутить дыхание живого людского общения в лучах закатного солнца.