Встреча иконы
Патрон шедевра
Савицкий Константин (1844-1905)
Встреча иконы
1878
Размер - 144 x 230
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.591
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1878
Константин Савицкий – крупнейший представитель передвижничества. Значительная часть художественного наследия мастера посвящена отображению социальной жизни пореформенной русской деревни. «Встреча иконы» – одно из наиболее известных и удачных жанровых произведений Савицкого. Картина явилась результатом впечатлений от многочисленных поездок по России в 1870-е годы.
«Встреча иконы» принадлежит к типу «хоровых» произведений – так называл художественный критик Владимир Стасов многофигурные композиции, изображающие массовые сцены из жизни простого народа.
На картине изображен крестьянский люд в момент встречи чудотворной, почитаемой христианской иконы Богородицы Одигитрии. Избранный художником сюжет позволил показать ему население целой деревни, вышедшее навстречу иконе. Изображая крестьянскую толпу, Савицкий внимательно присматривается к каждому персонажу и находит разные психологические оттенки состояний и отношений к происходящему. Дополняя друг друга, они сливаются в общую картину крестьянского горя и крестьянской надежды на помощь «чудотворной» иконы. Савицкий с глубокой искренностью, симпатией и сочувствуем передает разнообразные состояния людей: здесь и наивная вера в чудодейственную помощь, и надежда, и детское любопытство, и равнодушие. В центр крестьянской толпы Савицкий поместил человека, окруженного детьми. По выражению его лица и всему облику можно понять, что он не разделяет надежд своих односельчан, но глубоко понимает их чувства. Возможно, это сельский учитель. Во время создания картины еще продолжались «хождения в народ» с целью просвещения и побуждения к социальным протестам.
Глубокой искренности и вере крестьян художник противопоставил равнодушие и формализм служителей церкви. Из кареты выходит пожилой священник в дорогой лисьей шубе с хмурым лицом. Его сопровождает молодой дьячок с тусклыми глазами. Он равнодушно ждет, когда можно будет пустить по кругу церковную кружку для пожертвований. Художник намеренно разделил героев картины на две группы. Обличение представителей духовенства и сочувствие автора к крестьянам сделало картину невероятно актуальной и востребованной для современников.
Изображенная Савицким сцена представлена на фоне русского пейзажа с белыми стволами берез и неярким светом пасмурного дня. Задача изображения многофигурной композиции на открытом воздухе потребовала от живописца высокого уровня художественного мастерства.
Картина была представлена на 6-ой выставке Товарищества передвижников в 1878 году. По словам Владимира Стасова, «Встреча иконы» стала «лучшей картиной этого художника» и «одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы». «Вся картина в общей сложности — это богатая масса мотивов, выразивших самое искреннее чувство, веру, счастье душевное, порыв энтузиазма, тихое довольство и обожание — и тут же рядом ум и глупость, смышленость и ограниченность, жирную сытость и изнуренную долгими годами скудость», — писал художественный критик.
Несущая в себе правду народной жизни, картина Савицкого является одним из ярких произведений русской живописи. Художнику удалось показать народную толпу как единое целое, сохранив при этом индивидуальность своеобразия отдельных персонажей.