«Беглый»
Патрон шедевра
Савицкий Константин (1844-1905)
«Беглый»
1883
Размер - 18,2 x 34,8
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.26638
Приобр. в 1946 у З.П. Бенкевич
Константин Савицкий, живописец, жанрист, иллюстратор, яркий представитель Товарищества передвижных художественных выставок. Художник родился в Таганроге в семье военного врача. Рано потеряв родителей, он был отдан родственниками на воспитание в частный пансион при Лифляндской дворянской гимназии. В 1862 году Савицкий поступил в Академию художеств. Значительная часть художественного наследия мастера посвящена отображению жизни пореформенной русской деревни.
Замысел картины «Беглый» зародился у Константина Савицкого в 1883 году, когда он стал свидетелем поимки конокрада в деревне Ховрино под Москвой, где художник, изучая быт крестьян, проводил лето. Позже работа несколько раз переименовывалась. Среди ее названий – «Поимка дезертира» и «Поймали». Произведение экспонировалось на одиннадцатой передвижной выставке в 1883 году и привлекло особое внимание публики. «Картина сочтена с умом, прекрасно нарисована, полна движения, характерности и экспрессии в действующих лицах <…>. Своим содержанием она производит невеселое впечатление, чего, однако, нельзя ставить в укор художнику, потому что сообщить ей именно такое действие входило в его расчет», – писал современник под псевдонимом «А.С.» в журнале «Художественные новости» в 1883 году. На выставке картина была сразу приобретена сахарозаводчиком и общественным деятелем Федором Терещенко. Ее местонахождение в настоящее время неизвестно.
В Третьяковской галерее хранится эскиз к одноименной картине.
Работа принадлежит к типу «хоровых» произведений – так называл художественный критик Владимир Стасов многофигурные композиции, изображающие массовые сцены из жизни простого народа. В эскизе живописец представил целую серию народных типов. На зеленом лугу, залитом солнечным светом, за деревней, собралась толпа вокруг пойманного дезертира. Представитель полиции, сотский, понятые при содействии невольных помощников из крестьян вяжут бедняка, повалив его на землю. Они не обращают внимания на слезы укрывавшей его жены и вторящих ее реву двух малолетних ребятишек. Несколько любопытных человек бежит из деревни посмотреть на происшествие. Через свое отношение к беглому художник выразительно показал нравы крестьян второй половины XIX века.