Мещерин Николай (1864-1916)
Зимний вечер. Деревня
1905
Размер - 66,7 x 100,6
Материал - бумага на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1363
Дар С.Н. Горшина. 1991
Зимние пейзажи Николая Мещерина полны недосказанности, даже загадочности. На картине «Зимний вечер» Мещерин передал чувство, охватившее его при взгляде на деревенскую околицу. Сумерки. Зажигаются огни в избах. Скоро стемнеет, а пока художник торопится зафиксировать увиденное: синеватый снег с проталинами, сиренево-серые избы. Сложная задача – схватить краткий миг между светом и тьмой, успеть запечатлеть нюансы сумеречного пейзажа, когда неясные тени растворяются, сливаясь с фоном, превращаясь в зимнюю сказку русского вечера.
Художник любил и тонко чувствовал природу, едва заметные перемены ее состояния. В его картинах всегда ощущается настроение, оно меняется в зависимости от времени года или часа суток. Особенно сложно передавать сумерки или предрассветные часы, но именно эти моменты стремился запечатлеть Мещерин. Сохранились его зарисовки в альбоме 1905 года, где карандашом намечены контуры, а цвета подписаны словами: «Крыша почти сливается с деревьями», «..у окон расплывается лиловое», «дома около крыш темнее, синее, лиловее… Снег на крышах намечается светлее». В темноте сложно было рисовать, приходилось записывать, как ложатся тени, какие оттенки синего, серого, голубого, сиреневого лягут потом на холст в мастерской.
Большую часть жизни художник прожил в своем подмосковном имении Дугино, где было создано множество произведений. Он любил дальние прогулки, уезжал на этюды в лес, в поля. Часто его можно было видеть с мольбертом в деревне. Местные крестьяне привыкли к чудаковатому барину. Нередко Николай Васильевич уходил писать сумерки или рассвет, удивляя домашних, не считавших его занятие чем-то серьезным. Выходец из купеческой семьи, старший сын основателя московской Даниловской мануфактуры, Николай рано стал заниматься семейным бизнесом, но быстро отошел от дел. Сначала его увлечением стала пейзажная фотография, затем живопись. Мещерин не получил систематического художественного образования. Он брал уроки у В.В. Переплётчикова, А.М. Корина, М.Х. Аладжалова. Усадебный дом в Дугине стал настоящим культурным центром, куда приезжали работать многие художники.