Николай Мещерин поздно начал заниматься живописью, однако довольно быстро пришел к импрессионизму. Его пейзажи средней полосы России неярки и задушевны. В них чувствуется любовь к родным просторам, полям, перелескам, простым деревенским избам с их живописностью и уютом. Свои работы художник писал в окрестностях подмосковной усадьбы Дугино, которую обустроил для круглогодичного проживания, оборудовав мастерские для себя и приезжавших друзей-живописцев. Его часто можно было видеть с мольбертом в соседних деревнях Чурилково и Колычево.
Мещерин особенно любил переходные состояния природы: смену времен года, времени суток, погоды. «Весна в деревне» – именно такой пейзаж. Снег еще не стаял около изб, а дорогу уже развезло. Художнику удалось передать звенящую прозрачность воздуха. Природа просыпается. Березы чуть склонились к деревенской улице, их ветви свисают ажурным кружевом, подчеркивая массивность вросших в землю покосившихся изб. А на горизонте чуть заснеженное поле и далекий лес как бы уводят от реальности деревенской жизни в сказочный мир пробуждающейся природы.
Старший сын в семье основателя московской Даниловской мануфактуры, Николай Мещерин вынужден был встать во главе семейного предприятия в 16 лет из-за ранней смерти отца. И хотя промышленность абсолютно не привлекала юношу, он не мог и думать о профессии художника. Лишь в 1890-е, сдав дела младшему брату, он взялся за кисть. Профессионального художественного образования получить не удалось, Николай брал частные уроки у В.В. Переплётчикова, А.М. Корина, М.Х. Аладжалова. В середине 1900-х годов его пейзажи экспонировались на многих отечественных выставках, а также на устроенной С.П. Дягилевым в 1906 году выставке русского искусства в Париже.
Сам Мещерин никогда не был за границей, жил в Москве и Дугине, откуда не выезжал последние 12 лет жизни. В подмосковную усадьбу к нему часто приезжали поработать художники М.Х. Аладжалов, И.Э. Грабарь, А.М. Корин, И.И. Левитан, С.В. Малютин, В.В. Переплётчиков, А.С. Степанов.