Мещерин Николай (1864-1916)
После дождя
1913
Размер - 67 x 100,3
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1365
Дар С.Н. Горшина. 1991
Николай Мещерин – незаслуженно забытый мастер пейзажной живописи. Его картины воспевают красоту родной природы, лишенной эффектов и вычурности. Большинство работ написано в подмосковном имении художника Дугино. Рощи, поля, берега реки Пахры, деревенские околицы – основные герои полотен Мещерина. Художник особенно любил перемены состояния природы: смену времен года и даже суток, изменения в погоде. На картине «После дождя» запечатлен именно такой момент. Ливень кончился, облака плавно летят на фоне голубого неба. Выглянуло солнце, озарив первые ростки зелени на полях и покосившиеся деревенские избы. Крестьянин вышел поработать в поле. Кажется, воздух буквально напоен свежестью. Этот эффект достигается использованием ярких чистых красок. Особенно выразительно небо с причудливыми кучевыми облаками.
Чувствуется невольное единение автора с простой деревенской жизнью. Возможно, это не случайно. Отец Николая Васильевича был выходцем из крестьян. Начав с мелкой торговли, он стал удачливым купцом и основателем Даниловской мануфактуры в Москве. Николай не пошел по стопам рано умершего отца, хотя вынужден был стать во главе семейного предприятия в 16 лет. Однако он быстро удалился от дел и поселился в Дугине, вначале увлекшись фотографией, а в 1890-е взял в руки кисть.
Мещерин так и не получил систематического художественного образования, хотя брал уроки у В.В. Переплётчикова, А.М. Корина, М.Х. Аладжалова. В середине 1900-х годов его пейзажи экспонировались на многих выставках. В усадьбе Дугино Николай Васильевич устроил мастерскую не только для себя, но и для приезжавших в гости живописцев. Здесь гостили И.И. Левитан, С.В. Малютин, А.С. Степанов, В.В. Переплётчиков, несколько лет жил и работал И.Э. Грабарь. По словам последнего, «в Дугине перебывали все московские художники, которых привлекало радушие и гостеприимство хозяина, деликатность его натуры и наличие несомненного дарования»