Николай Мещерин – представитель русского импрессионизма, известный менее других художников, работавших в этом направлении. Его пейзажи всегда передают определенное настроение природы, фиксируя при этом эмоциональное состояние самого автора. На картине – яркий летний день в Подмосковье: березовая рощица с ковром полевых цветов. Существует несколько вариантов этого сюжета, последовательно разрабатываемого художником. На всех тонкие, чуть изогнутые молодые березки и вихрь пляшущих желто-синих огней иван-да-марьи.
Выходец из купечества, Николай Мещерин был по характеру чужд миру промышленности. Вынужденный в 16 лет, после ранней смерти отца, стать во главе Даниловской мануфактуры, он вскоре отошел от дел и поселился в подмосковной усадьбе Дугино. По словам приятеля, художника В.В. Переплётчикова, «то он разводит по своим рисункам сад у себя в имении, то занимается фотографией, то делает картины из трав и сушеных цветов». Уже после 30 лет Николай Васильевич занялся живописью, брал уроки у В.В. Переплётчикова, А.М. Корина, М.Х. Аладжалова. В своем доме хозяин оборудовал мастерскую не только для себя, но и для приезжавших в гости художников.
Обычно Мещерин писал пейзажи в окрестностях своей усадьбы. Художник любил цветы, часто рисовал иван-да-марью, иван-чай, сирень. Интересно, что среди его работ нет изображений срезанных цветов. Натюрморт (т.е. буквально nature morte – мертвая природа) мало привлекал его, хотя в Дугине всегда стояли вазы с цветами.
Игорь Грабарь, несколько лет проживший у гостеприимного хозяина, вспоминал: «В Дугине круглый год были цветы – либо полевые, либо свои, оранжерейные, либо привезенные из Москвы… У калитки вечно толпились деревенские ребята с пучками полевых цветов, которые всегда без остатка покупались. Кроме незабудок купили в этот раз каких-то белых и желтых цветов, их вставили в вазочку, и они очутились на рояле вместе с незабудками…».