Татьяна Назаренко – признанный мастер отечественного искусства, представительница поколения художников-семидесятников, произведения которых почти всегда несут отпечаток исповедальности, живого и непосредственного чувства. В работах Назаренко, очень личностных, зачастую биографичных, автопортретность стала программной, акцентированной.
Картина «Утро. Бабушка и Николка» пронизана любовью и излучает тепло и нежность. Автор посвятила эту работу самым дорогим людям – своему первенцу и любимой бабушке, Анне Семёновне Абрамовой, которая воспитала будущую художницу и помогала ей растить маленького сына. Определяя свое начало и продолжение, подчеркивая привязанность и принадлежность к обоим, Назаренко изображает на среднем плане картины себя. Она в рубашке белого цвета, который объединяет все три фигуры. Младенец лежит на белоснежных, украшенных кружевами простынях, а бабушка одета в светлую домашнюю кофту. Белый цвет, символизирующий чистоту, невинность, истинность, выбран не случайно. Это размышление о главных человеческих ценностях; о трех ипостасях человеческой жизни, естественно сменяющих друг друга; сопоставление поколений и выявление их внутренней связи.
Подобные философские аспекты сюжета задали планку мастерства для изображения. Назаренко использует скрупулезную манеру старых мастеров – классическую тональную живопись с нанесением многочисленных полупрозрачных лессировочных слоев и неярким колоритом, в котором белый цвет сочетается с охристым, коричневым, зеленым. Строгая ясность языка старой классики отчетливо, с фотографической точностью, воспроизводит каждую деталь, каждую черточку натуры. В этом прослеживаются традиции русского натюрморта-«обманки», отличающегося иллюзорностью изображения.
Интересно и композиционное решение холста, в котором виртуозно объединены все жанры живописи. Тончайшие портретные характеристики даны в пространстве интерьера с привнесенными чертами натюрморта и мастерски дополнены великолепным пейзажем, открывающимся за окном.
Простой жизненный мотив, будничная повседневная сцена не только эстетизируются Татьяной Назаренко, но и дают повод к философским размышлениям.