Назаренко Татьяна (род. 1944)
Рабочий стол. Стол в мастерской
1991
Размер - 70 x 90
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-4756
Дар автора. 1993
Жанр натюрморта, к которому относится произведение «Рабочий стол. Стол в мастерской», встречается в творчестве Татьяны Назаренко достаточно редко. Художница более известна своими историческими полотнами, среди которых «Казнь народовольцев», показанная впервые в 1972 году на Московской молодежной выставке, «Пугачев» 1980, «Декабристы. Восстание Черниговского полка» 1978. Другим излюбленным жанром Назаренко стал портрет, когда художник обращается к изображению своих родных, близких друзей и коллег, приоткрывая для зрителя эпизоды из своей частной жизни. Такой же личной, интимной интонацией проникнуто и представленное произведение.
Художница изображает свой рабочий стол в мастерской в центре Москвы, виды из окон которой давно знакомы по другим полотнам автора – «Мастерская», триптих, 1983, «Московский вечер», 1978. На бордовом бархатном сукне антикварного стола стоят предметы, имеющие важное значение для Назаренко. Некоторые из них – маленький рисунок с изображением Николки, сына художницы, верхом на маленькой лошадке, дореволюционная фотография ее предка - относятся к семейной истории автора. Другие предметы – медная чернильница, старые ножницы, серебряная чарка, бокал на тонкой ножке и веер из страусовых перьев – безмолвные свидетели ушедших эпох и верные помощники Назаренко в работе над историческими картинами. Здесь же лежит старая книга в тяжелом кожаном переплете с золоченым корешком, на ней - истрепанная брошюра или журнал. Эти предметы говорят о любви автора к отечественной истории и детальном изучении прошлых эпох.
В центре композиции – старая икона Христа, которая и в жизни всегда стоит по середине рабочего стола в мастерской Назаренко, ежедневно сопровождая работу художницы. Эта старая икона Спасителя в образе Пантократора (от греч. всемогущий, всесильный) со свитком священного писания в левой руке (этот фрагмент иконы утрачен) и с благословляющим жестом правой руки. Чуть правее от иконы в белой фарфоровой вазе художница изображает живые цветы. Этот прием соединения на одном полотне, через предметы, разных времен и пространств, прошлого и настоящего, позволяет зрителю приобщиться к повседневной работе художника в мастерской.