Татьяна Назаренко принадлежит к поколению художников-семидесятников, художественное сознание которых формировалось в диалоге с открытиями «сурового стиля». Имя Татьяны Назаренко стало широко известно после московской молодежной выставки 1972 года, где талантливая ученица Д.Д. Жилинского в МГАХИ им. В.И. Сурикова и Г.М. Коржева в мастерских АХ СССР представила картину
«Казнь народовольцев» (ныне в собрании Третьяковской галереи), положившую начало ее историческому циклу. Эта картина закрепила за Назаренко статус одного из самых ярких мастеров своего поколения, всколыхнувших интерес к исторической картине и обновивших представление о ней.
К началу 1970-х Назаренко определила свой круг тем и основные жанры, среди которых особое место занимает натюрморт. К нему Назаренко обращается, чтобы приоткрыть тайну художнического процесса и пригласить зрителя в свою творческую лабораторию. Здесь в одном пространстве сосуществуют разрозненные, на первый взгляд, предметы – свидетели разных эпох и поколений. На разных полотнах Татьяны Назаренко появляются не только фрагменты ее мастерской, но и другие частные пространства – ее квартира и загородный дом, где Назаренко изображает членов своей семьи и саму себя на автопортретах. Так внимательный зритель может проследить, как живет и меняется рабочее место художника, изучает его с разных сторон, угадывает знакомые по другим полотнам Назаренко предметы.
Композиция произведения «Цветы в мастерской» строится на диалоге классического искусства и современной жизни. На представленном полотне Татьяна Назаренко пишет ту часть мастерской, где стоит ее рабочий мольберт с чистым холстом, к которому приколот карандашный рисунок матери и младенца. В чертах молодой женщины угадывается автопортрет. На стене висит скрипка, за мольбертом – штабель с полотнами и фрагмент сценки из средневековой жизни. Центром композиции становится яркий букет свежих лилий, которые художница размещает на небольшом столике. На переднем плане, почти у кромки холста, появляется головка ребенка в чепчике по моде XIX века. Остается неясным, кто этот ребенок – персонаж будущего исторического полотна, к работе над которым приступает художник? Или головка куклы, как на картине «Сашины игрушки»? Тот же фрагмент мастерской и очень похожий букет появится на более масштабном автопортрете Татьяны Назаренко
«Цветы», написанном десятью годами позже (ныне в собрании Третьяковской галереи).