Абрамцевская столярно-резчицкая мастерская
Полка
Вторая половина 1880-х - 1890-е
Размер - 92 x 79,2 x 28,5
Материал - дуб
Техника - резьба, вощение
Инвентарный номер - ДМВ МФ-ДПИБ-320
Дар К.Н. Баранского. 1961
Значительную и весьма представительную часть обстановки московского дома В.М. Васнецова составляют предметы мебели, выполненные по эскизам Е.Д. Поленовой в абрамцевской столярно-резчицкой мастерской.
Елена Дмитриевна в период с 1885 по 1892 год создала более ста эскизов мебели и предметов быта. Среди них эскиз двухъярусной полки из собрания Дома-музея В.М. Васнецова. Ее верхний ярус украшает рельефная резьба (художница называла ее «ба́рочной») с изображением двух стилизованных цветков, обрамленных акантовой ветвью. Рисунок она заимствовала у лобовой доски из усадебного музея народных образцов. В этом изделии художница умело сочетает рельефную резьбу с более простой, контурной. Ею она выделяет ярусы полочки, используя деликатную волнистую линию побега с мелкими лепестками.
Сравнивая рельефную резьбу с геометрической, от которой она полностью отказалась в этом проекте, Елена Дмитриевна пишет художественному критику В.В. Стасову: «Что же касается выпуклой рельефной резьбы, то она гораздо реже встречается; сама по себе она богаче первой, и в ней преобладают растительные и животные формы. В ней участвуют цветы, плоды, животные, похожие на львов, птицы и даже человеческие изображения. Район этой резьбы более сомкнутый: мне случилось видеть ее раз в Московской губернии, раз во Владимирской и несколько раз в Костромской. Там ее называют “ба́рочной резьбой”. Она действительно очень похожа на ту резьбу, которая в большом количестве украшает барки на Оке и Волге. Сколько знаю, ее очень много в Суздальском уезде Владимирской губ[ернии]. Мне самой не случалось там быть, но по очень большому количеству ее там, полагаю, что это ее родина».
За короткий срок Е.Д. Поленова изучила особенности русского орнамента и стала одним из первых его знатоков. О способности Елены Дмитриевны сочинять орнаменты писали современники: «Ее орнаменты настолько тонки по сочетаниям красок и линий, что ими можно любоваться, как любуешься хорошими картинами, они не просто узоры, а точно в них вложены загадочные мысли».
Абрамцевская мастерская под руководством Е.Д. Поленовой стала первой в России творческой лабораторией по возрождению народного ремесла силами профессиональных художников. Она не только оживила местный промысел резьбы по дереву, но и воспитала несколько поколений мастеров. Изделия мастерской благодаря своей новизне пользовались популярностью и получили широкое распространение в городской среде.