Значительную и весьма представительную часть обстановки московского дома В.М. Васнецова составляют предметы мебели, выполненные по эскизам Е.Д. Поленовой в абрамцевской столярно-резчицкой мастерской.
Елена Дмитриевна в период с 1885 по 1892 год создала более ста эскизов мебели и предметов быта. Среди них эскиз стола-«шкапика» из столовой Дома-музея В.М. Васнецова. Форма столика заимствована у свечного ящика из Белой палаты Ростовского кремля, изготовленного в XVII веке. Он мог привлечь внимание художницы во время одной из экспедиций по соседним губерниям в поисках сохранившихся старинных образцов мебели и предметов быта.
Стол-«шкапик» выполнен из дуба и сосны, в его высоком подстолье расположены два отделения, дверцы которых запираются на замки-«вертушки». Резные фигурные планки соединяют тумбу стола с проножками. Для придания предмету более архаичного вида дверцы декорированы массивными металлическими петлями-жиковинами. Скромный и лаконичный, но в то же время продуманный резной декор подчеркивает конструкцию предмета. Вертикальные опоры стола и торцевая поверхность массивной столешницы декорированы строгим геометрическим орнаментом. Его некоторую сухость смягчают стилизованные цветочные мотивы на дверцах столика.
В своих первых изделиях художница использовала исключительно геометрическую резьбу. Но со временем она стала вводить растительные мотивы: цветы, листья, плоды. Этот прием – «пользование <…> мотивами, навеянными впечатлениями природы» – она нашла в русском народном искусстве. Таким примером сочетания геометрических мотивов с цветочными служит стол-«шкапик». О способности Е.Д. Поленовой сочинять орнаменты писали современники: «Ее орнаменты настолько тонки по сочетаниям красок и линий, что ими можно любоваться, как любуешься хорошими картинами, они не просто узоры, а точно в них вложены загадочные мысли».
За короткий срок Елена Дмитриевна изучила особенности русского орнамента и стала одним из первых его знатоков. Абрамцевская мастерская под руководством Е.Д. Поленовой – первая в России творческая лаборатория по возрождению народного ремесла силами профессиональных художников. Она не только оживила местный промысел резьбы по дереву, но и воспитала несколько поколений мастеров. Изделия мастерской благодаря своей новизне пользовались популярностью и получили широкое распространение в городской среде.