Значительную и весьма представительную часть обстановки московского дома В.М. Васнецова составляют предметы мебели, выполненные по эскизам Е.Д. Поленовой в абрамцевской столярно-резчицкой мастерской.
Елена Дмитриевна создала более ста эскизов мебели и предметов быта с 1885 по 1892 год. Среди них эскиз небольшого стола из гостиной Дома-музея В.М. Васнецова, выполненного из светлого дуба. Высокое подстолье служит ящиком для хранения посуды и закрывается откидной дверцей, запирающейся замком-«вертушкой». Декорированное трехгранно-выемчатой и контурной резьбой, напоминающей вышивку рушников и скатертей, подстолье придает столу нарядность.
В своих первых изделиях художница использовала исключительно геометрическую резьбу. Но со временем она стала вводить в орнамент растительные мотивы – цветы, листья, плоды. Этот прием – «пользование <…> мотивами, навеянными впечатлениями природы» – она нашла в русском народном искусстве. Таким примером сочетания геометрических мотивов с цветочными служит столик из гостиной музея. О способности Е.Д. Поленовой сочинять орнаменты писали современники: «Ее орнаменты настолько тонки по сочетаниям красок и линий, что ими можно любоваться, как любуешься хорошими картинами, они не просто узоры, а точно в них вложены загадочные мысли».
За короткий срок Елена Дмитриевна изучила особенности русского орнамента и стала одним из первых его знатоков. Абрамцевская мастерская под руководством Е.Д. Поленовой – первая в России творческая лаборатория по возрождению народного ремесла силами профессиональных художников. Она не только оживила местный промысел резьбы по дереву, но и воспитала несколько поколений мастеров. Изделия мастерской благодаря своей новизне пользовались популярностью и получили широкое распространение в городской среде.