Абрамцевская столярно-резчицкая мастерская
Полка
Начало XX века
Размер - 66 x 44,5 x 19,5
Материал - дуб
Техника - резьба, вощение
Инвентарный номер - ДМВ МФ-ДПИБ-522
Поступило из собрания Л.Я. Фаенсон. 1975
Значительную и весьма представительную часть обстановки московского дома В.М. Васнецова составляют предметы мебели, выполненные по эскизам Е.Д. Поленовой в абрамцевской столярно-резчицкой мастерской.
Елена Дмитриевна в период с 1885 по 1892 год создала более ста эскизов мебели. Среди них эскиз трехъярусной полки из собрания Дома-музея В.М. Васнецова. Как и для миниатюрной полочки-аптечки из комнаты А.В. Васнецовой, для ее изготовления использовался орнамент «Ветка граната». Отличительная особенность этой полки – ее большой размер и отсутствие подкраски. Такие полочки в абрамцевской мастерской изготавливались в нескольких размерах – на вкус разных покупателей. Полка выполнена из дуба. Ее боковые стенки и откидные дверцы верхнего и нижнего отделений декорированы резным орнаментом. Верхнее и нижнее отделения соединены фигурными колонками, образуя открытую нишу. Дверцы запираются на маленькие металлические крючки, нижнее отделение дополнительно закрывалось на ключ.
В своих первых изделиях художница использовала исключительно геометрическую резьбу. Но со временем она стала вводить растительные мотивы – цветы, листья, плоды. Этот прием – «пользование <…> мотивами, навеянными впечатлениями природы» – она нашла в русском народном искусстве. Таким примером сочетания геометрических мотивов с цветочными служит трехъярусная полка, на откидных дверцах которой изображены стилизованные ветви с плодами граната. О способности Елены Дмитриевны сочинять орнаменты писали современники: «Ее орнаменты настолько тонки по сочетаниям красок и линий, что ими можно любоваться, как любуешься хорошими картинами, они не просто узоры, а точно в них вложены загадочные мысли».
За короткий срок Е.Д. Поленова изучила особенности русского орнамента и стала одним из первых его знатоков. Абрамцевская мастерская под руководством Е.Д. Поленовой – первая в России творческая лаборатория по возрождению народного ремесла силами профессиональных художников. Она не только оживила местный промысел резьбы по дереву, но и воспитала несколько поколений мастеров. Изделия мастерской благодаря своей новизне пользовались популярностью и получили широкое распространение в городской среде.