Абрамцевская столярно-резчицкая мастерская
Табурет
Вторая половина 1880-х - 1890-е
Размер - 44 x 39,5 x 39
Материал - дуб
Техника - резьба, вощение
Инвентарный номер - ДМВ МФ-ДПИБ-48
Поступило по завещанию Т.В. Васнецовой. 1959
Значительную и весьма представительную часть обстановки дома В.М. Васнецова составляют предметы мебели, выполненные по эскизам Е.Д. Поленовой в абрамцевской столярно-резчицкой мастерской.
Елена Дмитриевна в период с 1885 по 1892 год создала более ста эскизов мебели и предметов быта. Среди них эскизы стола, двух табуретов и небольшого столика-тумбочки из детской и классной комнат Дома-музея В.М. Васнецова. Возможно, именно такую мебель имел в виду бывавший в доме Ф. Шаляпин в своих воспоминаниях: «Замечателен был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный на одной из Мещанских улиц Москвы. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом. Не из камней сложен – дом был срублен из дерева. Внутри не было ни мягких кресел, ни кушеток, ни бержеров. Вдоль стен сурово стояли дубовые, простые скамьи, в середине стоял дубовый, крепко слаженный простой стол без скатерти, а кое-где расставлены были коренастые табуреты».
Комплект мебели объединен формой и мотивом орнамента трехгранно-выемчатой и контурной резьбы. Форма такой мебели восходит к образцам русской каркасной мебели XVII века, когда в высоком подстолье часто размещался шкафчик. К столам были изготовлены массивные табуреты с аналогичной резьбой и фигурными выемками в центре сидения для удобства их переноски. Особенность комплекта – нарядный резной орнамент по краям столешниц и сидений табуретов, спускающийся на их торцевые части как скатерть или рушник.
В своих первых изделиях художница использовала исключительно геометрическую резьбу. Но со временем она стала вводить растительные мотивы – цветы, листья, плоды. Этот прием – «пользование мотивами, навеянными впечатлениями природы» – она нашла в русском народном искусстве. Таким примером сочетания геометрических мотивов с цветочными служит комплект мебели «с окошками». О способности Е.Д. Поленовой сочинять орнаменты писали современники: «Ее орнаменты настолько тонки по сочетаниям красок и линий, что ими можно любоваться, как любуешься хорошими картинами, они не просто узоры, а точно в них вложены загадочные мысли».
За короткий срок Елена Дмитриевна изучила особенности русского орнамента и стала одним из первых его знатоков. Абрамцевская мастерская под руководством Е.Д. Поленовой – первая в России творческая лаборатория по возрождению народного ремесла силами профессиональных художников. Она не только оживила местный промысел резьбы по дереву, но и воспитала несколько поколений мастеров. Изделия мастерской благодаря своей новизне пользовались популярностью и получили широкое распространение в городской среде.