Улица Поль Нор (Rue du Pole Nord)
Патрон шедевра
Рабин Оскар (1928-2018)
Улица Поль Нор (Rue du Pole Nord)
1980
Размер - 73 x 92
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6906
Приобретено у автора. 2009
Картина «Улица Поль Нор (Rue du Pole Nord)» была написана Оскаром Рабиным в Париже во время вынужденной эмиграции художника и его семьи. Признанный лидер советского неофициального искусства, ключевая фигура так называемой Лианозовской группы, организатор знаменитой «бульдозерной выставки» был лишен советского гражданства в 1978 году и прожил во Франции почти 40 лет.
После переезда в Париж Рабин сумел сохранить основные стилистические, колористические, композиционные характеристики своей самобытной живописи, которые сформировались еще в первой половине 1960-х годов.
Художник остался верен теме городской среды, которая была отражением его внутреннего мира. Как и в подмосковных пейзажах с бараками, при изображении парижской улицы Рабин деформирует, огрубляет архитектурные формы домов, обводя их густо-черным контуром и размещая в тесном, сжатом пространстве с закругленной линией горизонта, делающей поверхность земли сферической.
Характерным остается и синтез жанров – соединение на одном холсте пейзажа и натюрморта. Выраженная масштабность предметов переднего плана придает им особую значимость. Так, стоящий на фоне парижского пейзажа букет цветов напоминает об истории популярнейшей песни «Ландыши», получившей от власти определение «антисоветской», и невольно становится метафорой судьбы самого Рабина. К советской действительности отсылает и вид кучевого облака на небе Парижа, которое по композиции, рисунку, форме, цвету схоже с изображением луны в таких пейзажах художника, как «Барак с луной» (1959), «Луна и череп» (1973, Третьяковская галерея).
Метафоричность и драматический лейтмотив картины «Улица Поль Нор (Rue du Pole Nord)», как и других полотен Рабина, подчеркиваются не только экспрессивными деформациями формы, но и сумрачным, сгущенным колоритом, в котором мерцают, вспыхивают и светятся утонченные нюансы цвета. Эта одновременно строгая и пылкая цветовая гамма сообщает изображению единство и торжественность, выдает в художнике превосходного живописца.
Оскар Рабин был тесно связан с натурой, с тем, что его окружало, но неизменно подвергал всё им увиденное и пережитое художественному переосмыслению и преображению, сохраняя в своем творчестве черты, характерные для русской художественной школы, – драматизм и социальность, ассоциативность и созерцательность.