Рабин Оскар (1928-2018)
Пьяная кукла
1972
Размер - 90,5 x 110
Материал - холст
Техника - масло, темпера (ПВА)
Инвентарный номер - НТ Ж-228
Дар Т.Б. Вендельштейн. 2014
Оскар Яковлевич Рабин - один из самых ярких художников советского нонконформизма. Организатор и активный участник знаменитой «Бульдозерной выставки» 1974 года, открывшей дорогу неформальному искусству, Рабин был выслан из СССР в 1978 году, с последовавшим затем лишением гражданства. Прошло более двадцати лет, прежде чем его права гражданина России были восстановлены, и был вручен новый паспорт. А в 2007 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась его персональная выставка.
Оскар Рабин и его искусство давно реабилитированы и признаны в России, а произведения художника представлены в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. «Пьяная кукла» из собрания Леонида Талочкина занимает центральное положение в зале коллекционера, как бы фокусируя на себе внимание зрителя. В этом, на первый взгляд скабрезном сюжете, – трагедия страшной богооставленности, о которой впервые заговорил в 1970-е годы Оскар Яковлевич. Барачный пейзаж на станции «Лианозово», где происходят события этой бессюжетной драмы, больше напоминает топографию «зоны», чем места пригодного для нормальной человеческой жизни. Этот пейзаж, бывший в 1960-е годы не только привычной средой обитания Рабина, но и местом творческих встреч «лианозовской группы», объединившей художников и поэтов, - образное свидетельство того, чем закончилось «строительство развитого социализма».
Кукла, лежащая на переднем плане, необыкновенно велика по сравнению с масштабом бараков, исполняющих мрачный танец на фоне желтеющего заката, и больше напоминает человеческую фигуру, острота и пронзительность которой заставляют вспомнить уроки немецкого экспрессионизма. Женоподобное пьяное существо, «женщина нелегкой судьбы» - блуждающий образ в творчестве Венедикта Ерофеева. В этой картине «битва» жанров пейзажа и натюрморта заканчивается победой последнего: мертвое тело, по своей природе лишенное «права» на воскрешение как продолжения «игры» – просто бессловесная игрушка, история которой «отыграна».