Виза на кладбище
Патрон шедевра
Рабин Оскар (1928-2018)
Виза на кладбище
2006
Размер - 88,5 x 170
Материал - бумага на холсте, холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6910
Дар автора. 2010
Оскар Рабин – один из лидеров неофициального художественного объединения «Лианозовская группа». В 1950–1970-х годах он был участником многих андеграундных выставок, в том числе и ставшей позднее знаменитой «Бульдозерной выставки». В 1978-м Рабин по визе выехал во Францию. После нескольких месяцев пребывания в этой стране он был лишен гражданства СССР. Вместе с женой Валентиной Кропивницкой и сыном Александром Рабиным художник обосновался в Париже, где жил и работал до конца своих дней.
Картина «Виза на кладбище» написана в год, когда 78-летнему мастеру был официально вручен российский паспорт. Построенная на характерном сочетании разных художественных жанров, а также приемов коллажа, она содержит целый ряд символических образов, составляющих иконографию индивидуального почерка Оскара Рабина. В левой части композиции на живописную поверхность как бы наклеен документ с названием «BUSINESS VISA. На кладбище, бессрочная» и фотографией самого автора. За ним виден угол стола со стоящими на нем бутылкой французского шампанского и стаканом. В центре – рыжая кошка, настороженно взирающая на зрителя, перед которой на обрывке газеты лежат три куска колбасы и колбасная шкурка. На газете хорошо читаются заголовки «А вот Христос-то воскрес...» и «Дела Господни». Мрачный колорит переднего плана с условным изображением кладбища Пер-Лашес прерывает панорама освещенного солнцем дальнего города, над которым возвышается темный силуэт Эйфелевой башни.
В картине-размышлении, одновременно ироничной и трагической, посредством визуальных знаков рождается рассказ о невозможности возврата на Родину и экзистенциальном мире человека, долгое время существовавшего в обществе, где право на жизнь и смерть подтверждается бумажным документом. Этот непреложный факт стал частью биографии самого художника, который рано осиротел и на личном опыте познал, что такое голод и отсутствие дома. Примечательно, что вопросы бытия и смерти стали основополагающими в творчестве Оскара Рабина парижского периода.
Осенью 2008 года в Третьяковской галерее состоялась его персональная выставка. Свое название – «Три жизни» – она получила по одноименной автобиографической книге Оскара Рабина, написанной во Франции. После закрытия выставки автор передал галерее целую коллекцию своих произведений, в том числе и это полотно.