Оптимистический пейзаж
Патрон шедевра
Рабин Оскар (1928-2018)
Оптимистический пейзаж
1959
Размер - 60 x 80
Материал - холст
Техника - темпера
Инвентарный номер - НТ Ж-229
Дар Т.Б. Вендельштейн. 2014
Об Оскаре Яковлевиче Рабине обычно принято говорить как о российско-французском художнике. Он был одним из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово» и организатором всемирно известной «Бульдозерной выставки», которая положила начало легализации альтернативного искусства в СССР. Он был нонконформистом и в творчестве, и в жизни. Его искусство было опальным, образ жизни противоречил советским нормам, поэтому не раз он был обвинен в тунеядстве и фактически выслан из СССР в 1978, с последовавшим затем лишением гражданства. И только Перестройка вернула ему гражданство уже в 1990 году, а в 2006 ему торжественно вручили российский паспорт.
Рабин – выдающийся художник, проникшийся трагедией русской советской богооставленности, как когда-то Левитан прочувствовал душу русского пейзажа и собственно создал его незабываемый образ. Рабин, прошедший вполне традиционную школу советского реализма, полностью обновил свой художественный метод к концу 1950-х годов. Его «Оптимистический пейзаж» 1959 года – «пейзаж после битвы» реализма с новейшим искусством, битвы, в которой победило новое искусство и новое сознание. Это победа не только нового сюжета, но и новой формы, экспрессионистическая прививка бубнововалетским традициям. Собственно никакого пейзажа нет, изображен барак, занимающий всё видимое поле, постройка, имеющая в истории советского государства вполне нарицательный смысл. Утопическая мечта о фаланстере, уравнивающая всех граждан, линейка равноправия. Сюда поступали граждане с зековской «справкой о реабилитации». Образ советского чистилища, предваряющего двери ада или рая. И даже много шире, не только советского, барак – это страшный образ бесправия, унижения, предательства и убийства, образ множественных трагедий ХХ века, образ Холокоста.
Именно поэтому это небольшое по размеру произведение очень монументально и является памятником всех трагедий ХХ века. Но на дворе всё же «оттепель», барак освещен солнцем, и, как написал лианозовский поэт Всеволод Некрасов:
но есть Бог на небе
Какой хороший конец
света
лета дня
для тебя для меня
да