Уроженец городка Лух Костромской губернии Григорий Григорьевич Чернецов был вторым из четырех братьев, посвятивших себя искусству. Первоначальные художественные навыки Григорий получил от отца и старшего брата Евграфа. В 1819 году юноша начал посещать рисовальные классы Академии художеств. За время обучения (1819–1827) Чернецов показал значительные успехи, отмеченные медалями. В 1829 году Чернецов стал придворным живописцем при Кабинете Его Императорского Величества. Два года спустя художник удостоился звания академика.
Обширное творческое наследие Чернецова включает живописные полотна, акварели, рисунки, литографии. Мастер исполнял портреты, исторические картины, писал интерьеры, многофигурные композиции. Особую известность Чернецову принесли пейзажи, для создания которых он совершал многочисленные поездки не только по России, но и по другим странам. По дороге он выполнял рисунки, эскизы и этюды, служившие основой для дальнейшей работы в мастерской.
«Пейзаж с фигурой художника» относится к 1840-м годам. В этом полотне Чернецов изображает каменную реку – скопление обломков горных пород. По обе ее стороны видны два поросших кустарниками холма. В композиции чувствуется большой «естествоиспытательский» интерес мастера к суровой натуре. Он внимательно пишет каменистый рельеф крутого, несколько оживленного разнообразной растительностью склона, буроватую почву, бережно воспроизводит форму и фактуру валунов.
На одном из холмов почти у самого склона стоит мужчина в цилиндре и с папкой, созерцающий окрестности. Вероятней всего, это Никанор Григорьевич Чернецов, младший брат Григория Григорьевича, также успешный живописец, вместе с которым он обычно путешествовал. Небольшая фигура вносит в пейзажное полотно элемент жанровости, позволяет лучше почувствовать масштаб. Вместе с тем изображение человека, созерцающего мощь природы, выбор нетривиального сюжета позволяет почувствовать в Чернецове художника-романтика. Особое внимание уделено пасмурному небу с динамичными облаками. Проникающий сквозь сероватые тучи солнечный свет также придает полотну романтическое настроение.
К работам Г.Г. Чернецова 1840-х годов в собрании Третьяковской галереи также относят
«Пейзаж с видом на село» (1840-е). Оба произведения поступили в 1928 году из Государственного музея изящных искусств.