На Волге. В Богородских горах
Патрон шедевра
Чернецов Григорий (1802-1865)
На Волге. В Богородских горах
1838
Размер - 31 x 43
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.239
Приобретено Советом галереи у В.И. Чекато. 1916
Уроженец городка Лух Костромской губернии академик Григорий Григорьевич Чернецов был мастером широкого диапазона. Его художественное наследие включает живописные полотна, акварели, рисунки, литографии. Хотя Чернецов работал в разных жанрах, наибольшую известность ему принесли пейзажи, для создания которых он много путешествовал.
Одной из наиболее плодотворных поездок стал круиз по Волге, предпринятый совместно с его младшими братьями живописцами Никанором и Поликарпом, а также учеником А. Ивановым. Этот уникальный творческий вояж длился с мая по декабрь 1838 года. Путешественники проплыли от Рыбинска до Астрахани на парусном судне, специально оборудованном мастерской. По дороге они делали рисунки, эскизы и этюды, послужившие основой для дальнейшей работы. Важной задачей братья видели топографическое, историко-этнографическое и художественное исследование Поволжья, а также приобщение своих современников к красотам родной земли.
Окрестности Богородских гор, расположенных неподалеку от села Красновидово Казанской губернии, путешественники посетили в августе 1838 года. Бесконечная небесная даль, поросшие деревьями каменистые берега, широкие волжские просторы – таким предстает пейзаж на этюде Г.Г. Чернецова. Умиротворяющей и спокойной выглядит могучая русская река. Волга «есть как благотворная жила земли Русской и во всех отношениях достойна приложенного народом наименования матушки-кормилицы», – писали о ней в своих воспоминаниях о поездке братья Чернецовы.
Произведение отличается безупречной перспективой, документальной точностью в изображении натуры. Мастер умело передает цвет и фактуру камней, характер растительности, голубоватую гладь реки. В то же время эта реалистическая передача окружающего мира сочетается с его романтической одухотворенностью. Зритель ощущает живое дыхание природы, полной величия, гармонии, поэзии и красоты.
В собрании Третьяковской галереи хранятся близкие по художественному решению этюды Г.Г. Чернецова 1838 года «На Волге. Утес» и «На Волге. Художники за работой».