Присяга цесаревича Александра Николаевича в Зимнем дворце
Патрон шедевра
Чернецов Григорий (1802-1865)
Присяга цесаревича Александра Николаевича в Зимнем дворце
1837
Размер - 24,3 x 19,6
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.13017
Поступило из Государственного музея изящных искусств. 1929
Григорий Григорьевич Чернецов – живописец, график, литограф. Окончив в 1827 году с малой золотой медалью Академию художеств, он уже в 1831-м получил звание академика. В настоящее время наиболее известны пейзажи Чернецова, однако в его творческом наследии есть также портреты и изображения интерьеров.
Сюжет картины связан с одним из важнейших событий в жизни императорского двора – принесением гражданской и военной присяги цесаревичем Александром Николаевичем (будущим Александром II). Если первая, гражданская присяга давалась в церкви, то военная приносилась уже в Георгиевском (Большом тронном) зале. Эту торжественную церемонию, состоявшуюся в пасхальное воскресенье 22 апреля 1834 года, и запечатлел на полотне Чернецов.
Представлены стройные ряды офицеров гвардии, разных полков, кадетских корпусов. Великий князь изображен возле императорского трона у знамени Атаманского «Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича» полка в момент принесения клятвы «верно и нелицемерно» служить Государю и Отечеству. Это «представляло прекрасное и трогательное зрелище!» – вспоминала мемуаристка, внучка фельдмаршала М.И. Кутузова Д.Ф. Фикельмон.
На небольшом картоне мастер умело передает пространство двусветного Георгиевского зала, для создания которого архитектор Дж. Кваренги использовал мрамор четырех оттенков, воспроизводит живописный плафон на потолке. Проникающий в помещение мягкий естественный свет порождает тончайшую игру бликов на позолоченных элементах интерьера, а также акцентирует внимание на группе лиц, окруживших наследника.
Картина Чернецова обладает как художественным, так и историко-документальным значением, давая возможность увидеть Георгиевский зал, каким он был до пожара в декабре 1837 года. До национализации полотно находилось в подмосковной усадьбе Ильинское, которым в предреволюционные годы владели великий князь Дмитрий Павлович и великая княжна Мария Павловна Романовы.