Алексей Грицай – мастер лирического пейзажа. Учился в студии художника С.М. Зайденберга (1931–1932), затем в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) с 1932 по 1939 год у В.Н. Яковлева, П.С. Наумова, С.Л. Абугова, П.М. Шухмина, дипломную работу – обязательную тематическую картину на тему «Вручение Государственного акта на пользование землей» – писал в мастерской И.И. Бродского. Натурные пейзажные этюды к диплому заслужили более высокую оценку экзаменационной комиссии, чем сама картина. К.Ф. Юон, будучи председателем комиссии, отметил позднее: «Он обладает несомненным чувством природы. Более всего близки ему лирические мотивы».
Алексей Грицай стал продолжателем традиций художников русской пейзажной школы конца XIX – начала ХХ века. Для его творческого метода характерны работа на пленэре, воспевание повседневных мотивов, создание пейзажей настроения.
Работа написана в этюдной манере, позволяющей передать непосредственность восприятия натурного сюжета. Пастозными мазками Грицай воспроизводит объем пышного куста, который настолько огромен, что не помещается в рамки полотна. Художник пишет гроздья сирени широкой и быстрой кистью на фоне затемненной глубины ветвей и листьев, погруженных в ночную мглу.
К мотиву цветущей сирени обращались многие художники, близкие по стилистике Алексею Грицаю. Можно вспомнить картины знаменитых предшественников – Константина Коровина (
«Летом. Сирень», 1895) и Михаила Врубеля (
«Сирень», 1900–1901).