Грицай Алексей (1914-1998)
В Жигулях. Бурный день
1948
Размер - 60 x 180
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.30305
Приобретено у автора. 1951
Алексей Михайлович Грицай – известный советский художник, продолжатель традиций русского лирического пейзажа конца XIX – начала XX века. Мечтая получить профессиональное художественное образование, будущий живописец выбрал студию художника С.М. Зайденберга, затем поступил в Ленинградский институт живописи, архитектуры и скульптуры, где учился у В.Н. Яковлева, П.С. Наумова, С.Л. Абугова, П.М. Шумихина. Дипломную картину на тему «Вручение Государственного акта на пользование землей» писал в мастерской И.И. Бродского. Пейзажные этюды к диплому заслужили более высокую оценку экзаменационной комиссии, чем сама картина. К.Ф. Юон, будучи председателем комиссии, отметил позднее: «Он обладает несомненным чувством природы. Более всего близки ему лирические мотивы».
В 1946–1950 годах художник совершил несколько поездок на Волгу – в Углич, Плёс, Жигули, село Моркваши. Наибольший интерес среди созданных мастером полотен представляют панорамные картины «Жигули» и «В Жигулях. Бурный день», обе находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Автор варьирует один натурный мотив, воплощая принципиально разные состояния природы: погожий день и ненастье. Грицай вспоминал: «Погода была солнечной, но к вечеру из-за Жигулевских гор показались лиловые тучи, в потемневшем небе засверкали молнии, а немного погодя разразилась гроза. Мы спрятались под перевернутую лодку и наблюдали за происходившим в природе действом. Потоки ливня взбаламутили реку и придали окружающему пейзажу фантастический вид <...> Зрелище разгулявшейся стихии, ощущение нависшей опасности – все это произвело неизгладимое впечатление, позднее усиленное и расцвеченное воображением». Широкий формат полотна позволил художнику охватить большие пространства и придать эпический характер мотиву. Изображая бегущие волны и облака, художник чередует свет и тени, создавая ритм произведения. Колористическое решение полотна подчеркивает силу стихии – холодное темно-серое грозовое небо, потемневшая зелень прибрежных холмов, фиолетово-синяя с красными бликами вода. За картину «В Жигулях. Бурный день» А.М. Грицай в 1951 году получил Сталинскую премию.