Орлов Борис (род. 1941)
Иконостас
1975
Размер - 230 x 115 x 24
Материал - бязь, гипс, папье-маше
Техника - эмаль, бумага, золотая и серебряная краски
Инвентарный номер - НТ О-162/1-4
Поступило из музея-заповедника "Царицыно". 2007
“Иконостас” можно назвать одной из первых программных работ скульптора Бориса Орлова.
В верхнем ряду Орлов демонстрирует зрителю бравых моряков, пехотинцев и летчиков - абстрактных героев советского милитаристского строя. В среднем ряду - парный портрет Василия Чапаева и Анки-пулеметчицы, самых известных персонажей советского эпоса о гражданской войне, получивших колоссальную популярность благодаря книге Дмитрия Фурманова “Чапаев” и одноименного фильма братьев Васильевых. В нижнем ряду на двух отдельных панелях Орлов помещает собирательные портреты Трактористки и Тракториста, ударников коммунистического труда сельскохозяйственной программы. Композиционно портретный ряд отсылает к доскам почета, повсеместно внедрившихся в социальную жизнь советского гражданина.
В качестве основы для своих персонажей Орлов берет стандартные учебные гипсовые слепки, предназначавшиеся для занятий академическим рисунком. Все пять мужских голов одинаковые и являются портретами Гая Юлия Цезаря. Орлов добавляет каждому усы и различные атрибуты, например головные уборы, а также по-разному работает с фактурой и рельефностью скульптур. В качестве первоосновы женского образа художник выбирает гипсовые головы Венеры. Таким образом, Орлов соединяет античную пластическую традицию с советским эпосом. Название работы отсылает к византийской и древнерусской традиции упорядочивания ярусов икон на алтарной преграде в храме.
Именно столкновение разных мифов: высокого и низкого, элитарного и китчевого, сакрального и профанного ‒ является излюбленным приемом творческого метода Орлова. Подобное смешение разных визуальных языков по сути стало своеобразным вариантом соц-арта в широком смысле как направления, работающего с различными стилями и идеологией через игровую модель.
Сам художник о своем круге героев говорит так: “Согласно Карлу Густаву Юнгу, миф - это подсознательная архетипическая матрица, которая, возрождаясь в индивидуальном и коллективном сознании, обретает формы насущного бытия. В протяжении времени образ меняется, но матрица неизменна. Миф о герое - один из самых главных мифов человечества, и разработка этого мифа в образцах, адекватных моему времени, является одной из главных тем моего творчества”.