Орлов Борис (род. 1941)
Художник и модель
1973
Размер - 83 x 70 x 25
Материал - эпоксидная смола на ткани
Техника - темпера
Инвентарный номер - СКС-3343
Приобретено у автора. 2012
Борис Константинович Орлов учился на факультете монументально-декоративной скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища (Строгановского). Начинал свой творческий путь в 1966 году. Он яркий современный художник, представитель андеграунда второй половины ХХ века. Вместе с А.С. Косолаповым и Л.П. Соковым Орлов был одним из авторов концепции московского соц-арта. С развалом Советского Союза, когда разрушились привычные идеологические, визуальные клише, группа «соц-артистов» была занята поисками нового пластического языка.
На раннем этапе творчества, к которому принадлежит работа «Художник и модель», его волновали проблемы соотношения пространства и объема. В это время возникли сферические композиции Орлова. Структурированное, вогнутое пространство заполняется потоками света и перестает быть случайным. Отвлеченная цветоформальная конструкция обретает смысловое наполнение. Многомерное цветовое пространство создает иллюзию космоса и выражая хрупкость, уязвимость художника-творца в пространстве без горизонта.
«Сначала я лепил фигуры на плоскости, пытаясь как-то разыграть точки схода, а потом взял и развернул плоскость на себя. И получилось, как сказал Пригов, что “Художник нам изобразил // Пространство как изнанку шара”. Горизонт есть только на поверхности шара, а внутри шара горизонта нет. Зато есть некая бесконечность. Фантастическая пространственная игра. Я вставлял во фрагменты сферического пространства фигуры, которые ничего не означали. Сюжеты этих работ были абсурдными. Например, лепил лошадь, ставил на нее танк, а на танк каких-то человечков. Но главное было не это, а то, как внутри сферы жило и вибрировало пространство. Я раздвигал фигуры, переставлял их, и вслед за этим начинало меняться пространство, оно оживало, начинало завихряться вокруг этих фигур. И вот тут вставал вопрос метапозиции. Впервые мне пришло в голову, что художник должен находиться не внутри этого пространства, не рядом, а в метапозиции по отношению к нему: как бы над, но даже не над горизонтом, а просто в центре мироздания».