Орлов Борис (род. 1941)
Собрание золотых фигур. 15 открыток
1982
Размер - 19,8 x 13,2 x 1,2
Материал - бумага
Техника - золотая краска, черно-белая фотопечать, шариковая ручка, эмаль
Инвентарный номер - НТ ГФ-230/1-18
Дар автора. 2010
Борис Орлов – скульптор, автор объектов, инсталляций, фотоколлажей – входит в круг лидеров соц-арта. В контексте соц-артистской практики он создал оригинальную авторскую версию направления. С 1970-х годов художника интересовал язык власти, какой бы облик он ни принимал – римских статуй, византийских портретов, ампирных колоннад или сталинского маньеризма. Свое кредо в искусстве Орлов определяет как «имперский художник» – но если традиционно на эту роль художники назначались представителями власти в империи, то Орлов стал самозваным «имперским художником». Он изучает имперские традиции в мировом искусстве, апроприирует их, создает на их основе новую мифологию – мифологию Советского государства. Но несмотря на вполне соответствующий заданному вектору набор форм и образов – памятники, геральдические структуры, портреты героев – искусство Орлова не воспевает имперскость, а иронично ее деконструирует.
«Собрание золотых фигур» – это набор из 15 открыток с проектами памятников известным деятелям культуры и спорта Советского государства. Хронологически этот цикл эскизов монументов принадлежит к проекту «Большой стиль», над которым Орлов работал с середины 1970-х до конца 1980-х годов. В рамках проекта Орлов разработал особую жанровую систему, создав серии парсун, парадных бюстов, тотемов и букетов. В него же вошел «Круг героев», состоящий из объектов, изображающих безымянных спортсменов, матросов, пулеметчиков, колхозников. «Собрание золотых фигур» продолжает это размышление на тему советской мифологии и создает пантеон конкретных исторических героев. В нем монумента удостаиваются певица Алла Пугачёва и шахматист Анатолий Карпов, хоккеист Валерий Харламов и пианист Святослав Рихтер, композитор Тихон Хренников и футболист Эдуард Стрельцов, художник Илья Глазунов и писатель Максим Горький, футболист и хоккеист Всеволод Бобров и тяжелоатлет Василий Алексеев. Увековечить их память Борис Орлов предлагает не через ростовые фигуры или бюсты, а посредством смелых объектов, изображающих отдельные части тела: уста, торс, ногу и так далее. Любопытно, что изображенные на последней открытке усы автор посвящает сразу двум политическим и военным деятелям СССР – Иосифу Сталину и Семёну Будённому. В набор также входит лист с авторским текстом Орлова: «Говорят, что в одном из бразильских музеев хранится нога знаменитого футболиста Пеле, отлитая из золота. Большая страна Бразилия, а герой один. А сколько героев в нашей стране? Не перечесть. Взять хотя бы восхитительную, несравненную Аллу Пугачёву. Любую часть ее тела можно смело лить из золота. А глаз Глазунова, покоривший страну, а мозг Анатолия Карпова, спасший страну от позора, а пальцы Святослава Рихтера, озолотившие страну, а бдительное ухо Хренникова, точно опознавшее в Шостаковиче и Прокофьеве врагов народа, а нога Боброва, а рука Харламова. О сколько, сколько героев, любимых народом и его правительством. Все, все должны быть отлиты из золота». Этот текстовый комментарий добавляет двусмысленности и ироничности произведению. Пожалуй, можно поверить в искренность заявления Бориса Орлова, что пальцы Рихтера или рука Харламова достойны быть увековеченными в золоте. Но вот ухо Тихона Хренникова оказывается изображено в виде монумента в связи с его деятельностью на посту первого секретаря правления Союза композиторов СССР, в котором под эгидой борьбы с формализмом в советской музыке велась травля многих талантливых музыкантов.