Орлов Борис (род. 1941)
Генерал. Бюст в духе в Растрелли
1986-1989
Размер - 59 x 48,5
Материал - бронза
Техника - краска-эмаль, роспись
Инвентарный номер - СКС-2467
Поступило из Министерства культуры РФ; приобретено у автора. 1996
Борис Константинович Орлов учился на факультете монументально-декоративной скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища (Строгановского). Начинал свой творческий путь в 1966 году. С 2012-го член-корреспондент Российской академии художеств (отделение скульптуры) Лауреат международных конкурсов монументального искусства. Орлова справедливо именуют классиком современного отечественного искусства. Он яркий художник, представитель андеграунда второй половины XX века. Вместе с А.С. Косолаповым и Л.П. Соковым он был одним из авторов концепции московского соц-арта. С развалом Советского Союза, когда разрушились привычные идеологические визуальные клише, группа соц-арта была занята поисками нового пластического языка.
Орлов намеренно разрушал каноны помпезного стиля социалистического реализма, низводя их символы до обычного ширпотреба, соединяя несоединимое, вводя элементы, несовместимые друг с другом. Редкому художнику удавалось показать тщету великих имперских амбиций так ярко и находчиво. Скульптор работает в ироничном, якобы имперском стиле, создавая объекты-тотемы, увешанные медалями и орденами, используя атрибуты власти. Подобный прием пластической нестыковки художник называл мезальянсом: «Я же нарочно нарушал “единство стиля”, втыкал одно в другое, сознательно выстраивая карнавальную мизансцену».
Время безжалостно, герои и империи гибнут и исчезают. Б. Орлов, будучи свидетелем крушения прежних устоев, вдохновляясь советской эпохой, сочиняет «имперские» мифы и образы. Как творец нового имперского стиля, он создает серию парадных бюстов: «Большой бюст в духе Растрелли» (1973), второй «Бюст в духе Растрелли» (1982), «Бюст в духе Растрелли в доспехах» (1996).
Хранящийся в Государственной Третьяковской галерее героический «Генерал. Бюст в духе Растрелли» (1986–1989) столь же амбициозен и патетичен, отсылая нас к барочной атмосфере времен Ф. Растрелли. В монографической коллекции Б. Орлова в галерее есть также бюст «Императрица. Бюст в духе Растрелли» (1989). Обе работы имеют преувеличенную в пропорциях плечевую часть, украшенную яркими декоративными элементами-знаками – орденскими планками. При этом голова изображена в виде небольшого безликого навершия. Таким образом, Орлов демонстрирует девальвацию ценностей советского героического эпоса и культа победителей, доводя идею до абсурда, показывая всю тщету подобных имперских усилий.
«Я увидел, что социальная геральдика в основном опирается на всю знаковую систему нашего социума, который является, по сути дела, имперским, военно-имперским. Вот это еще раз открыл. Причем интересно, что все как бы об этом знали, но об этом или немодно было говорить, или страшно было говорить. Потому что советская идеология не допускала таких слов, как “империя”», – говорит Орлов.