Романович Сергей (1894-1968)
Притча о неимеющем брачной одежды
1920
Размер - 19 x 24,5
Материал - бумага
Техника - эстампаж
Инвентарный номер - ГРС-3714
Дар М.А. Спендиаровой, вдовы художника, через ВПХК. 1978
Сергей Романович родился в Москве. Художник отличался интересом к разным видам творческой деятельности: монументальная и станковая живопись, скульптура, графика и иллюстрация. Будучи подростком, в 1906 году Романович познакомился с художниками-авангардистами Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой, которые жили с ним по соседству в Замоскворечье. Эта встреча предопределила будущие устремления юноши: в 19 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и уверенно встал на путь футуризма, дополнив знаменитый манифест «Футуристы, лучисты, примитив» и приняв участие в выставках «Ослиный хвост» и «Мишень».
В 1920-е годы Романович переосмыслил свой подход к творчеству и обратился к теме духовности, несмотря на произошедшие в стране революционные события. Библейские сюжеты составили основу его произведений и нашли свое отражение в ряде графических работ. Евангельские притчи былы воплощены в оригинальной серии гравюр на картоне, созданной им в период работы преподавателем живописи в воронежском отделении ВХУТЕМАСа, и послужили началом развития темы истории христианства в дальнейшем творчестве мастера. Иллюстрации религиозных мотивов составляют цикл произведений, в котором Романович стремился сохранить традиции футуристического лубка с отсылкой на древнерусское искусство.
«Притча о не имеющем брачных одежд» подчеркивает драматичность событий посредством плотных линий в сочетании с просвечивающими бумагу штрихами. Действие разворачивается на фоне массивной каменной аркады – архитектурного элемента, часто используемого итальянскими художниками эпохи позднего Ренессанса. В этом произведении Романович делает отсылку к постреволюционному времени, ознаменованному скудностью, бедностью и голодом. В гравюре нет изображения помпезности: гости и накрытый стол выглядят скромно, атмосфера мрачная и напряженная. Царь, как прообраз Бога и распорядитель пира, лаконичным грозным жестом просит уйти героя, не облекшегося в одежду милосердия. Чуждый всем человек понуро уходит под давлением укоризненных взглядов гостей. Изображенные фигуры чуть удлиненные, с нарушенными пропорциями. Несмотря на то что художник описывает библейский сюжет, у зрителя возникает ассоциация с современностью, так как костюмы можно отнести к эпохе конца XIX – начала XX века.
Графическое произведение поступило от жены художника, Марии Спендиаровой, которая работала с ним в Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР под руководством Льва Бруни среди художников-монументалистов.