Романович Сергей (1894-1968)
Свинопас. Притча о блудном сыне
1920
Размер - 19 x 24
Материал - бумага
Техника - эстампаж
Инвентарный номер - ГРС-3718
Дар М.А. Спендиаровой, вдовы художника, через ВПХК. 1978
Сергей Романович родился в 1894 году в Москве. Художник отличался интересом к разным видам творческой деятельности: монументальная и станковая живопись, скульптура, графика и иллюстрация. Будучи подростком, в 1906 году Романович познакомился с художниками-авангардистами Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, которые жили с ним по соседству в Замоскворечье. Эта встреча предопределила будущие устремления юноши: в 19 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и уверенно встал на путь футуризма, дополнив знаменитый манифест «Футуристы, лучисты, примитив» и приняв участие в выставках «Ослиный хвост» и «Мишень».
В 1920-е годы Романович переосмыслил свой подход к творчеству и обратился к теме духовности, несмотря на произошедшие в стране революционные события. Библейские сюжеты составили основу его произведений и нашли свое отражение в ряде графических работ. Разные евангельские притчи были воплощены в оригинальной серии гравюр на картоне, созданной им в период работы преподавателем живописи в воронежском отделении ВХУТЕМАСа и послужившей началом развития темы истории христианства в дальнейшем творчестве мастера. Иллюстрации религиозных мотивов, в частности мытарств и скитаний блудного сына, составляют небольшой, но цельный цикл произведений, в котором Романович стремился сохранить традиции футуристического лубка с отсылкой к древнерусскому искусству.
На гравюре «Свинопас. Притча о блудном сыне» изображен блудный сын, в лохмотьях и в окружении выводка голодных свиней, с жадностью поедающих остатки пищи в корыте. Изображения старых и покосившихся домов на горизонте наводят зрителя на мысль о тленности и заброшенности всего сущего в мире. Штрихи неровные и напряженные. В этой работе художник еще раз зафиксировал свой оригинальный графический стиль: контраст густых и тонких линий, растекающихся на листе, дымчатость, непропорциональность и удлиненность центральной фигуры. На листе темные места сочетаются со световыми пятнами, а динамика происходящего создается посредством размытия штриха до полупрозрачного и светло-серого, однако в отдельных местах присутствует эффект густого, почти непроницаемого цвета.
Графическая работа поступила от жены художника Марии Спендиаровой, которая работала с ним в Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР под руководством Льва Бруни среди художников-монументалистов.