Романович Сергей (1894-1968)
Притча о блудном сыне
1920
Размер - 19 x 24
Материал - бумага
Техника - эстампаж
Инвентарный номер - ГРС-3716
Дар М.А. Спендиаровой, вдовы художника, через ВПХК. 1978
Сергей Романович родился в Москве в семье инспектора опекунского совета Михаила Михайловича Романовича, выходца из села Теребуново Новгородской губернии. Художник отличался интересом к разным видам творческой деятельности: монументальная и станковая живопись, скульптура, графика и иллюстрация. Будучи подростком, в 1906 году Романович познакомился с художниками-авангардистами Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой, которые жили с ним по соседству в Замоскворечье. Эта встреча предопределила будущие устремления юноши: в 19 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и уверенно встал на путь футуризма, дополнив знаменитый манифест «Футуристы, лучисты, примитив» и приняв участие в выставках «Ослиный хвост» и «Мишень».
В 1920-е годы Романович переосмыслил свой подход к творчеству и обратился к теме духовности, несмотря на произошедшие в стране революционные события. Библейские сюжеты составили основу его произведений и нашли свое отражение в ряде графических работ. Евангельские притчи были воплощены в оригинальной серии гравюр на картоне, созданной им в период работы преподавателем живописи в воронежском отделении ВХУТЕМАСа, и послужили началом развития темы истории христианства в дальнейшем творчестве мастера. Иллюстрации мытарств и скитаний блудного сына составляют небольшой цикл произведений, в котором Романович стремился сохранить традиции футуристического лубка с отсылкой на древнерусское искусство.
Для передачи эмоциональной силы «Притчи о блудном сыне», действие которой происходит в трактире, Романович намеренно сгущает линии, но делает это локально: где-то контур более четкий, уверенный и определенный, где-то – становится растушеванным и дымчатым. Две фигуры и скромно накрытый стол мягко подсвечены художником. Главный трагизм притчи – невозможность повлиять на ход истории, в итоге которой Христос принесет жертву и искупит грехи. С помощью графики, иллюстрирующей сюжет о блудном сыне, Романович обращает внимание, в первую очередь, на свое личное восприятие связи между прошлым и настоящим. Тогда современная эпоха рассматривалась художником не иначе как водоворот угнетающих и неизбежных событий, которые вот-вот произойдут и бросят вызов всем его духовным и творческим стремлениям.
Графическая работа поступила от жены художника, Марии Спендиаровой, которая работала с ним в Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР под руководством Льва Бруни среди художников-монументалистов.