На Волге
Патрон шедевра
Дубовской Николай (1859-1918)
На Волге
1892
Размер - 141,5 x 190,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.992
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1892
Николай Дубовской – пейзажист, акварелист, иллюстратор. Активный член ТПХВ с 1886 года, получивший образование в Академии художеств (1877–1882) у Михаила Клодта, занимался педагогической деятельностью, профессор пейзажной мастерской ВХУ с 1911 года.
«На Волге» – один из эпических пейзажей мастера, изображающий широкие просторы самой большой русской реки. В масштабном полотне отразились впечатления художника от путешествия по Волге, в которое он отправился еще в 1882 году, получив премию Общества поощрения художеств. Спустя десять лет Дубовской создает картину, которую И.Е. Репин в письме к П.М. Третьякову назвал «лучшей вещью» на 20-й выставке ТПХВ.
Пейзаж невероятно лаконичен. Изображая, по сути, лишь воду и небо, художник вместе с тем стремится передать ощущение легкости и воздуха в пространстве. Чтобы добиться впечатления безбрежных далей, Дубовской прибегает к очень низкой линии горизонта. У этой черты водные массы сливаются с небом, из-за чего река становится похожей на бескрайнее море. В ее водах отражается небо, покрытое легкими облаками, которые пронизаны мягким солнечным светом. Впечатление огромного пространства создается за счет тонко разработанной цветовой гаммы. Выбрав обобщенную трактовку, художник строит цветовую гамму на сочетании розово-лиловых и серо-коричневых оттенков, которые плавно переходят друг в друга.
Дубовской не перегружает картину подробностями: незаметные на первый взгляд детали в виде стай чаек и уток, рыбацких челнов со спущенными парусами, групп рыбаков не нарушают общего равновесия. Однако вместе с тем они позволяют мастеру показать, как человек, созерцая красоту природы, становится ее частью.
Тема водных просторов становится одним из ключевых направлений в творчестве художника в 1890-е годы. Дубовской часто обращается к синтезированному, иногда отвлеченному пейзажу-картине, который выступает как философско-художественное обобщение. Художник стремится к созданию величественных, монументальных работ, которые производят впечатление как бы остановившегося времени. К таким пейзажам можно отнести и знаменитое «Притихло» (1890), в котором Дубовской ярко отразил состояние природы перед грозовой бурей. Написанный спустя два года «На Волге» наполнен совершенно другими эмоциями – спокойствием и умиротворением.
Опираясь на идею панорамного пейзажа, изображающего национальные красоты, Дубовской создает лаконичную, но вместе с тем и наполненную высоким чувством работу, которая обозначила его место в кругу пейзажистов 1890-х годов.