Притихло
Патрон шедевра
Дубовской Николай (1859-1918)
Притихло
1890
Размер - 87,5 x 145,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.988
Приобретено П.М. Третьяковым. 1890
Имя Николая Дубовского не столь известно широкой публике, однако роль, которую он сыграл в художественной жизни и особенно в деятельности Товарищества передвижных художественных выставок, неоценима. Мастер пейзажного жанра, он проповедовал идеи реализма, но, в отличие от многих «передвижников», сумел заговорить в своих поздних работах на языке импрессионизма.
«Притихло» – самое грандиозное полотно в творческом наследии Дубовского. Художник вспоминал: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе – тишина перед грозой – можно выразить одним словом “Притихло”. Это и есть название моей картины».
Напоенное влагой облако, нависшее над землей зловещим «брюхом», грозит вот-вот лопнуть над безмятежной гладью воды, на которой еще играют отражения света. Берега, погруженные в предгрозовой сумрак, словно затаились от страха и в немом оцепенении ожидают буйства стихии. Любопытно воспоминание одного из первых зрителей картины – крестьянина А. Каретникова, который на протяжении двадцати пяти лет занимался монтажом передвижных выставок и перевозкой экспонатов. «Принесли рабочие картину от Дубовского, завернутую в покрывало, и поставили на мольберт. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович? Вот рабочие развязали веревку, сняли покрывало, а я как глянул на картину, так и присел от страха на пол».
Первый вариант картины был показан Дубовским на 18-й выставке Товарищества (ныне полотно находится в Государственном Русском музее). После посещения передвижной экспозиции Павел Третьяков заказал художнику авторское повторение картины.