Дубовской Николай (1859-1918)
Зима
1884
Размер - 54,7 x 98,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.986
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1884
«Крупным событием в области пейзажа» назвал современник появившуюся на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок картину Николая Дубовского «Зима». Полотно снискало большой успех и получило высокую оценку критики и публики. Так, новаторский подход живописца в поразительно правдоподобном изображении словно реального уголка зимнего деревенского пейзажа поразил строгого цензора Владимира Стасова. В обзоре выставки он писал: «…всего только крошечный дворик избы, занесенный глубоким снегом, ворота, оставшиеся отворенными после проехавших роспусков или саней, глубокая шапка снега на бедной, ушедшей в землю, избенке – вот и все. Но какие изумительные, по правдивости, розовые солнечные отблески на нетронутом, девственном снегу, какие мокрые следы, продавленные в снегу полозьями! Все это чудесно-хорошо и ново. От г. Дубовского надо, кажется, многого ожидать».
Скромность автора полотна не позволила воспринимать похвалы всерьез и, по свидетельствам членов Товарищества, особого значения своей картине он не придал, назначив цену за нее всего лишь в семьдесят рублей. Только настоятельные уговоры заставили Дубовского повысить стоимость до пятисот рублей, за которые произведение сразу же приобрел Павел Третьяков для своей галереи. С тех пор творчество мастера находилось под неусыпным вниманием московского коллекционера.
Художественная задача, выраженная в изображении подернутых лучами предзакатного солнца снежных сугробов и неба, сама попытка передачи живописными средствами эффекта свечения роднят творческие устремления Дубовского с интересами Архипа Куинджи. В дальнейшем в работах «Притихло» (1890) и «На Волге» (1892; обе – Государственная Третьяковская галерея) мастер продолжил намеченную им линию разработки пейзажного жанра.