Портрет неизвестной
Патрон шедевра
Аргунов Николай (1770-1828)
Портрет неизвестной
1815
Размер - 66 x 53,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11002
Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С.Остроухова. 1929
Николай Аргунов – сын и ученик крепостного художника графов Шереметевых Ивана Аргунова, крепостной графа Николая Шереметева. Родившись в Петербурге, в 1788 году вместе с семьей был отправлен в Москву. Первые живописные навыки начинающий художник приобрел у отца-портретиста. В 1793 году вновь был отправлен в Петербург для усовершенствования в искусстве. Ему было разрешено копировать в Императорском Эрмитаже, где он исполнил копии с картин Рембрандта, Мурильо, Тиарини (местонахождение копий Аргунова неизвестно). В 1801 году живописец участвовал в украшении дворца в усадьбе «Останкино», летней загородной резиденции графа Н.П. Шереметева, и их московского дома на Воздвиженке. После смерти брата, архитектора Павла Аргунова, руководил благоустройством Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге и Странноприимного дома в Москве.
Женский портрет был исполнен Николаем Аргуновым в год получения вольной после смерти владельца, согласно его завещания. В 1816 году за ряд портретов художник был признан «назначенным» в академики. В 1818 за портрет сенатора П.С. Рунича удостоен звания академика живописи.
Художник обращается к камерному типу портрета – поясному изображению небольшого формата, на нейтральном фоне. Незнакомка представлена в платье по ампирной моде начала века, с высокой талией и стоячим гофрированным воротником. Ее костюм дополняет шаль с цветочным орнаментом и каймой, а также золотые бусы-цепочки и серьги. Портрет исполнен в стилистике позднего классицизма, что проявило себя в лаконизме композиции, пластической выразительности, звучности цвета. Усилена роль линии, контура, для произведения характерна иллюзорная выписанность деталей. Живописная поверхность представляет собой заглаженное письмо, напоминающее эмалевый сплав. Нейтральности фактуры вполне отвечает психологическая невыявленность образа.
Портрет происходит из собрания известного московского коллекционера И.С. Остроухова. Среди аналогичных работ Николая Аргунова можно указать на портреты супругов Соколовых (1819–1820) и Вишняковых (1820–1821) из собрания Третьяковской галереи.