Портрет Н.А. Грибовской
Патрон шедевра
Аргунов Николай (1770-1828)
Портрет Н.А. Грибовской
1795
Размер - 67 x 53
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-299
Поступило из собрания Н.А. Герасимова.1964
Портрет Натальи Акимовны Грибовской был написан молодым талантливым художником Николаем Ивановичем Аргуновым одновременно с портретом ее супруга Адриана Моисеевича Грибовского, по случаю назначения последнего на должность статс-секретаря императрицы Екатерины II.
Н.И.Аргунов был крепостным графа Н.П. Шереметева. К моменту работы над изображениями четы Грибовских он уже прошел школу своего отца – также крепостного художника И.П.Аргунова – и находился в Петербурге, где совершенствовался в живописи и копировал картины европейских мастеров в Эрмитаже.
Формат камерного небольшого портрета позволяет передать внутренний мир и характер Грибовской. Поза модели в трехчетвертном повороте с лицом, обращенным к зрителю, спокойна и сдержанна. Молодая женщина одета по моде того времени в платье с высокой талией. Кружевной вырез украшен прозрачной косынкой, закрывающей грудь. Колорит произведения построен на тончайших сочетаниях сиреневого с золотом и отличается изысканностью. Скользящий свет падает на фигуру слева и растворяет интенсивность отдельных цветовых тонов. Он освещает лицо героини и переливается на орнаменте шали с вышивкой золотой нитью. Фактурно проработанные складки одежды придают изображению прихотливый ритм. Нежная блеклость цветовой гаммы, легкая размытость контура помогают создать овеянный сентиментальностью образ молодой женщины.
Эмоциональному строю модели присущи мягкость и женственность. Н.А. Грибовская отличалась красотой, была хорошей хозяйкой и любящей женой. Но известно, что она могла проявить и сильный характер: в «Записках о Екатерине Великой» ее мужа упоминается о ее стараниях освободить его из заточения в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. В силу этих обстоятельств Наталья Акимовна жила в удалении от столичной жизни и в основном проводила время в имениях Вишневчик Подольской губернии и Щурово под Коломной.
Портрет происходит из собрания Н.Н. Губерти, правнука Н.А. Грибовской по линии дочери Елены Адриановны.
Ясность композиции, четкость рисунка портрета указывают на характерные признаки стиля классицизм, а по своей живописной утонченности это произведение – одно из лучших в творчестве Николая Аргунова.